Антикоррозионные свойства
Масла должны надежно предохранять детали от коррозии, интенсивность которой зависит от агрессивных продуктов, находящихся в свежем масле или образующихся в процессе работы. Значительную коррозию вызывают минеральные кислоты, поэтому стандартами в свежих маслах их присутствие не допускается. Органические кислые продукты, активность, которых значительно ниже, присутствуют всегда. Их количество оценивают кислотным числом, которое показывает, сколько миллиграммов едкого калия необходимо для нейтрализации кислот, содержащихся в 1 г масла.
В процессе работы количество органических кислот в масле возрастает, они не взаимодействуют с черными металлами, но разрушают цветные, из которых, например, состоят подшипниковые сплавы. Кроме того, из камеры сгорания в картер двигателя с выхлопными газами попадают окислы серы и кислоты. Эти коррозионно-активные вещества постепенно накапливаются в масле. И чем больше серы содержится в топливе, тем быстрее увеличивается коррозийность масел. Моющие присадки частично нейтрализуют серную кислоту с образованием неактивных солей, задерживаемых впоследствии фильтрующими устройствами. Однако возможны такие условия работы, когда эти присадки не обеспечивают нужной эффективности.
Широкое использование топлива с довольно высоким содержанием серы потребовало специальных мер для защиты поверхностей двигателя от коррозии. Наиболее эффективный способ — применение антикоррозионных присадок, в качестве которых применяют вещества, содержащие фосфор или серу. Эти активные элементы образуют на поверхности металла защитные пленки, которые хотя и разрушаются кислотами, но постоянно вновь восстанавливаются под действием новых порций свежего масла. Таким образом, поверхность металла надежно защищается от коррозионного разрушения.
На скорость коррозионного износа существенное влияние оказывает вода. В свежих маслах ее наличие стандартами не допускается. Но она может накапливаться при неправильных перевозках, хранении и заправке машин. Кроме того, пары попадают в масло при работе двигателя с прорывающимися газами, которые содержат много воды, образующейся при сгорании водорода топлива. Поэтому одно из основных условий предотвращения химического износа — полное отсутствие влаги в используемых маслах.
Кроме указанных параметров (кислотное число, водорастворимые кислоты, вода), стандартами нормируется также эксплуатационный показатель, непосредственно оценивающий действие масла на металл: коррозионность. Существует несколько способов ее оценки, но принцип один: известное количество масла, нагретого до заданной температуры, омывает металлические (чаще свинцовые) пластины. После испытания, продолжительность которого зависит от выбранного метода, пластины взвешивают. По потере их массы в граммах на квадратный метр и подсчитывают коррозионность. Значение коррозионности с указанием способа определения (абсолютная величина различна в зависимости от метода) приводят, в паспортах. Чем она меньше, тем лучше антикоррозионные свойства.