Конструкции станин

В зависимости от вида малогабаритной электрической ма­шины, определяемого ее назначением, родом питающего тока и пр., применяются станины нескольких типов, отличающиеся как по своей форме, так и по материалу. По признаку формы станины могут различаться на станины с лапами и станины без лап. Эти отличия в форме влекут за собой и изменения и технологии изготовления. По материалу станины различаются на чугунные, стальные и из цветных сплавов. Большинство типов станин изготовляется в виде отливок с последующей обработкой. Исключение составляют некоторые типы стальных станин, изготовляемых из труб или из ли­стового материала с последующей гибкой и сваркой.

Станины чугунные. Чугунные станины изготовляются в виде отливок и чаще всего снабжаются четырьмя лапами для креп­ления машины при ее установке на плите или салазках. Станина является самой крупной и сложной деталью элек­трической машины. Чугунные станины асинхронных электрических двигателей не несут каких-либо магнитных нагрузок, и толщина их стенок определяется лишь соображениями жест­кости и механической прочности.

В станине подвергаются обработке следующие поверхности опорные плоскости лап, внутренняя цилиндрическая поверхность для центровки и посадки сердечника статора, поверх­ности замков и торцов, необходимых для посадки подшипни­ковых щитов.

Кроме того, в станине сверлится и нарезается ряд отверстий — в лапах для прохода винтов при креплении машины к фундаменту в торцевых частях (обычно по четыре отверстия с каждой стороны) — для винтов, крепящих щиты, и, наконец, для крепления подъемного кольца и коробка вы­водов. Наиболее тщательно должны быть обработаны поверх­ности внутренней расточки и замков. Чугунные литые станины наиболее распространены и упо­требляются почти на всех электрических двигателях перемен­ного тока, составляющих наибольшую часть всего производ­ства электрических машин.

Станины стальные. Станины этого вида применяются, глав­ным образом, в таких электрических машинах, где, по условию конструкции, сама станина является магнитопроводом. Произ­водятся они в виде отливок или в виде сварных конструкций. Стальные отливки по своей форме походят на чугунные ста­нины, поэтому мы на них останавливаться не будем, тем более, что в массовом производстве они не получили большого рас­пространения.

Производят вырубку заготовки, ее сги­бание в цилиндр и заварку шва. В некоторых случаях ста­нины подобного гида изготовляются из стальных труб. По условиям конструкции, обработки станины снаружи обычно не требуется, и если это иногда и делается, то, главным образом, из декоративных соображений. Лишь у очень ограниченного числа типов машин наружная поверхность станины служит базой для крепления машины.

Обработке подвергаются внут­ренняя поверхность и торцы; кроме того, сверлятся и нареза­ются несколько отверстий. Следует указать, что поскольку сварной шов обладает отличными от остального тела магнитными свойствами, шов обязательно должен располагаться посередине одного из по­люсов машины.

В связи с развитием автоматической сварки в ряде случаев может оказаться выгодным и для асинхронных двигателей применение станин, изготовленных из листовой стали, заме­няя ими чугунные станины. Подобные стальные сварные станины производятся следую­щим образом. Цилиндрическая часть изготовляется из поло­сового или листового материала толщиной 8 и более мм.

Плоская заготовка из этого материала вырубается на прессе методом холодной штамповки. Затем заготовка свертывается в цилиндр при помощи штампа или, лучше, на специальном гибочном вальцовочном станке. Сварка шва выполняется на автоматическом станке дуго­вой сваркой под слоем флюса. Для получения изделий с воз­можно более точными размерами внутренней цилиндрической поверхности изделия при сварке насаживаются на точную оправку и плотно на ней обжимаются, что удобно выпол­няется при помощи пневматических зажимных устройств. Лапы штампуются в несколько операций отдельно, из бо­лее тонкого листового материала и затем привариваются к цилиндрической части станины при помощи автоматической дуговой сварки под слоем флюса.

При сварке должны применяться специальные станки, приспособленные для наиболее производительного выполнения работ по сварке станин. Подобные станины обладают высокой механической проч­ностью, они значительно легче чугунных и имеют по сравнению с последними меньшие габариты. Благодаря описанному спо­собу сварки на калиброванной оправке, внутренний диаметр станины после ее сварки получается настолько точным, что за­прессовка сердечника статора может производиться без раста­чивания станины. Это обстоятельство представляет существен­ное преимущество станин, изготовленных описанным способом.

Станицы других видов. За последние годы стали выпу­скаться электрические двигатели переменного тока малых га­баритов, у которых станина в виде отдельной детали, по су­ществу, отсутствует. Станина малого электрического двигателя, полученная путем заливки под дав­лением алюминиевым сплавом сердечника статора. Преиму­щества этой конструкции заключаются в значительном умень­шении объема обработки станины и сердечника статора и облегчении веса двигателя. Недостатки заключаются в расходовании алюминиевых сплавов вместо чугуна.

Меньшей стойкости станины, а следовательно, и несколько меньшей эксплуатационной надежности всего электрического двигателя по сравнению с томи машинами, которые снабжаются чугун­ными, а тем более стальными станинами. Выпускаются также электрические двигатели с открытым статором, у которых станины совершенно отсутствуют и щиты крепятся непосредственно к сердечнику статора. Отсутствие станины вызывает некоторое усложнение конструкции других деталей (подшипниковых щитов, сердечников статора и др.), уменьшает механическую прочность и ухудшает внешний вид двигателя.

 

Возможно, Вас так же заинтересует:
Коммерческое предложение