Обработка замков
Последней операцией обработки станин является контрольное протачивание замков под посадку подшипниковых щитов. Эта операция оказывается обычно необходимой из-за деформаций станины после запрессовки в нее сердечника, достигающих в конструкциях асинхронных электрических двигателей мощностью до 10 квт величии до 0,5 мм на диаметр расточки замка.
В связи с этим при первоначальном протачивании на замковых поверхностях оставляются соответствующие припуски с тем, чтобы окончательные размеры получать после контрольного протачивания. С другой стороны, при производстве контрольного протачивания стремятся обеспечить полную соосность внутреннего отверстия статора с замками, что необходимо для соблюдения соосности ротора и статора и сохранения в необходимых пределах воздушного зазора машины.
В настоящее время протачивание замков мелких асинхронных электрических двигателей обычно производят на станках токарного типа, укрепляя станину на разжимной оправке по внутреннему отверстию статора.
Следует указать, что многие предприятия, вследствие недостаточно высокого качества штамповок отдельных листов статора и их сборки в сердечники, производят еще дополнительную операцию растачивания внутреннего отверстия статора.
При массово-поточном производстве рационально пользоваться для контроля растачивания поверхностей замков станками расточного типа, как это указывалось ранее в разделе, посвященном растачиванию станин, во избежание вредных влияний неуравновешенных вращающихся масс.
Наиболее правильным решением вопроса был бы, однако, полный отказ от производства контрольных проточек замков. Этого можно достигнуть путем повышения жесткости станины и одновременного повышения точности обработки сопрягаемых размеров сердечника и станины. Этому, в частности, способствовала бы ликвидация в станине продольных ребер и переход на сплошную посадку сердечника.
В малых машинах постоянного тока явлений деформации почти не наблюдается, и поэтому контрольная проточка замков обычно не производится. Однако, зачастую выполняется растачивание полюсов после их крепления к станине. Базами для установки при этом служат поверхности замков.
Следует отметить, что в наиболее массовых и организованных по поточному способу производствах мелких автотракторных машин удалось отказаться от каких-либо контрольных расточек. Достигнуто это было за счет повышения качества калибровки полюсов по высоте.
При цельных полюсах, как это имеет место у автотракторных машин, калибровка производится способом холодной чеканки. Выше было указано, что при производстве мелких асинхронных электрических двигателей получили распространение стальные сварные станины.
Процессы гибки и сварки при этом оснащены таким образом, что отпадает необходимость растачивания внутренней цилиндрической поверхности станин и посадка сердечника статора производится непосредственно на необработанную поверхность. В этом случае протачивание замковых поверхностей, естественно, производится после запрессовки сердечника статора.