Организация производства машин

Программа выпуска электродвигателей на одном заводе должна быть достаточной по своему объему для того, чтобы сделать полностью рентабельным применение поточных спосо­бов производства, специального высокопроизводительного обо­рудования и технологической оснастки. Ряд подсчетов, подтвержденных опытом действующих за­водов и имеющимися проектными материалами, показывает, что, исходя из современных прогрессивных способов производ­ства, оптимальный объем выпуска завода, изготовляющего асинхронные, электродвигатели мощностью от 1 до 10 квт, лежит в пределах 250—300 тыс. шт. в год.

Для завода, произ­водящего более мелкие машины (до 1 квт), оптимальный го­довой выпуск будет несколько большим и составляет около 400—500 тыс. шт. в год. Такой объем выпуска, как это будет показано далее, позво­ляет рационально использовать автоматические станочные линии, состоящие из агрегатных станков, для производства наиболее сложных деталей: станин, валов и автоматизированное многошпиндельное оборудование для изготовления других деталей. Длительность цикла обработки на указанном обору­довании укладывается в ритм, лежащий в пределах одной минуты, определяемый оптимальным выпуском (при работе в две смены). Этот ритм производства позволяет также рацио­нально организовать обмотку, пропитку и сборку.

Сказанное выше не следует понимать таким образом, что внедряя поточные способы производства и прогрессивную технологию допустимо только при указанном объеме выпуска, а при меньшей программе следует продолжать работать по старой технологии. В зависимости от объема выпуска технологические приемы должны соответственно изменяться, допу­ская более частую переналадку оборудования при переходе с одного вырабатываемого изделия на другое, а способы орга­низации производства — учитывать сравнительно небольшой количественный выпуск изделий.

Организация производства электрических машин. Производство электрических машин требует выпуска на одном заводе как изделий, вырабатываемых крупными серия­ми так и тех, объем программы которых составляет несколько сект, десятков и даже единиц в месяц. Происходит это в силу того, что мелкие партии являются модификациями и в основ­ном состоят из тех же деталей, что и машины, вырабатывае­мые крупными сериями, незначительно отличаясь от них или своими обмоточными данными, или гидом крепления. Поэтому производство подобных машин на различных предприятиях было бы явно нецелесообразным.

Эти машины обычно изго­товляются в одних и тех же цехах и часто на одном и том же оборудовании, что может приводить к частым переналадкам отдельных станков. Для крупносерийного выпуска продукции требуется более специализированное оборудование, оснащенное высокопроиз­водительными приспособлениями и инструментами, в то время как для мелкосерийного производства нужно универсальное оборудование и соответствующая оснастка.

Отсюда вытекает необходимость отделения крупносерийного и массового произ­водства от мелкосерийного, создавая на заводах самостоятель­ные мелкосерийные цехи. Внутризаводская кооперация между этими производствами будет иметь место лить по тем деталям, которые нормально выпускаются в цехах основного, т. е. крупносерийного производства, всякие же работы по доделкам деталей массового производства для машин спе­циального исполнения, так же как изготовление специальных деталей и сборка, должны производиться в мелкосерийных цехах. В этих цехах должны выполняться и все специальные обмоточные работы.

Отличительные особенности организации поточного производства электрических машин. При решении организационно-технических вопросов, связан­ных с применением поточных способов в производстве элек­трических машин, нужно учитывать следующие особенности работы заводов:

1 — широкую номенклатуру выпускаемых на одном заводе изделий, сходных между собой по конструкции и близких по размерам;

2 — значительные отличия в объемах выпуска разных, от­личающихся друг от друга своими размерами изделий, которые в силу идентичности их конструкции и масштабов производ­ства нецелесообразно передавать на изготовление мелкосе­рийный цех;

3 — широкое разнообразие технологических процессов, при­чем, некоторые из них требуют соблюдения особых условий помещения или из-за недопустимости наличия в воздухе ме­таллической пыли, или из-за выделения в процессе работы вредных для здоровья газов и связанных с этим требований охраны труда (гальванические покрытия, обмотка, пропитка и пр.).

Самым важным обстоятельством является то, что после отделения ряда типов, изготовление которых передается в мелкосерийный цех, остается широкая номенклатура основных крупносерийных типов изделий. При существующих объемах выпуска оказывается нерациональной организация для изго­товления каждого типоразмера электрической машины самостоятельного производственного потока. В этом случае не может быть применено высокопроизводительное оборудование, вследствие его недостаточной загрузки. Поэтому целесооб­разно производить объединение сходных по размерам и кон­фигурациям электрических машин для производства их на одной поточной линии, попеременно перестраиваемой на вы­пуск того или иного изделия, находящегося в программе.

Такие производственные линии, рассчитанные на производ­ство нескольких изделий, называются переменно-поточными линиями. Способ расчета переменно-поточных линий значительно отличается от расчета обычных поточных линий для производ­ства какого-нибудь одного изделия или одной детали. В даль­нейшем для простоты изложения все рассуждения будут вестись применительно к расчету линии для производства де­тали, так как поточное производство, взятое в целом, можно рассматривать как состоящее из суммы таких линий.

Задача определения ритма переменно-поточных линий при выпуске разнообразных изделий, отличающихся своими размерами и трудоемкости изготовления, решается с известными затруднениями, вызванными тем, что правильное соотношение трудоемкостей обычно заранее не бывает известным. Оно должно определяться до расчета поточной линии возможно более тщательно. При этом приходится учитывать, что соот­ношения трудоемкости разных операций также отличаются друг от друга, и поэтому, чтобы не впасть в ошибку, эти соот­ношения следует определять для основных ведущих операций. Последнее будет способствовать наиболее полному использованию основного наиболее сложного и дорогостоящего оборудования.

Для валов, например, таким оборудованием являются многорезцовые токарные станки или автоматы, для станин — расточные станки, для подшипниковых щитов —полуавтоматы. Когда идет речь об определении ритма целого производ­ства, как, например, малых электродвигателей, состоящего из ряда линий по обработке деталей, штамповке, обмотке, сборке и т. д., следует определять величину ритма, общую для всего производства. Это обеспечивает синхронизацию всего хода технологического процесса. В последнем случае соотношение трудоемкостей можно определять, сопоставляя ряд трудоем­костей ведущих операций обработки, обмотки и пр., требую­щих наличия сложного оборудования или больших затрат квалифицированной рабочей силы. Таким путем можно свести к минимуму неизбежные неравномерности в загрузке отдель­ных рабочих мест, связанные с изменением изготавливаемого изделия.

На основании вышеизложенного можно считать, что применение переменно-поточных линий в электромашиностроении вызывается номенклатурой выпуска и позволяет при извест­ном разнообразии типоразмеров производимых электрических двигателей путем совмещении их производства на одних и тех же цепочках оборудования (поточных линиях) значительно увеличить массовость выпуска. При этом соответственно умень­шается ритм производства, что создает возможность примене­ния более производительного оборудования и прогрессивной технологии.

Следующими важными моментами, влияющими на эффек­тивность работы поточных линий, является типизация техно­логических процессов и унификация технологической оснастки, что способствует повышению гибкости переменно-поточных линий, вследствие облегчения и ускорения процесса их пере­наладки, чем достигается максимальный выпуск, изделий. Могут быть случаи, когда предприятие не сможет достиг­нуть максимума выпуска в силу недостаточного обеспечения литьем, недостатка производственных площадей, рабочей силы, электроэнергии или каких-либо других причин, независимых в прямом смысле от организации и оснащения производства. В этих случаях нельзя огульно отказываться от применения прогрессивной технологии и поточной организации производ­ства; следует более тщательно проверить рентабельность каждого конкретно принимаемого решения. При получающейся недостаточной загрузке высокопроизводительного оборудования рационально прибегать к так называемому совмещению операций. Этот способ заключается в том, что станок настраи­вается для одновременного или последовательного производ­ства нескольких операций, причем работа в этом случае производится без переналадок.

Обрабатываемые детали пере­кладываются из одного установленного па ставке приспособления в другое, или в разные позиции одного и того же приспособления. К типам станков, наиболее просто допускающих способ работы с совмещением операций, относятся фрезерные многошпиндельные сверлильные и резьбонарезные. Рассмотрим пути организационного построения и террито­риальной планировки поточного производства в электромашиностроении, применительно к массовому производству трехфазных асинхронных электродвигателей мощностью до 10 квт.

В соответствии с технологическим процессом изготовления асинхронных электрических двигателей структура производ­ства должна состоять из отделений, каждое из которых в известном смысле может представлять собою самостоятельную линию, а в ряде случаев может непо­средственно смыкаться со смежными отделениями по ходу технологического процесса.

В условиях электромашиностроения нужно дополнительно принимать во внимание тот факт, что линии являются пере­менно-поточными и что, следовательно, могут иметь место задержки и потери времени, связанные с переналадкой. В том случае, когда имеет место территориальная разобщенность от­дельных линий, это также может вызывать временные перебои в передаче деталей и узлов с предыдущей линии на последую­щую. В связи с этим запас деталей на промежуточных скла­дах должен быть увеличен. Следует указать, что промежуточный склад не нужно обя­зательно понимать как некое огороженное помещение, в котором на стеллажах хранится запас деталей.

В действительно­сти чаще всего достаточно иметь постоянные, не снижаемые в обычных условиях работы, запасы деталей на передающих транспортерах. Лишь по условиям работы переменно-поточных линий может оказаться целесообразным в ряде мест устройство стационарных промежу­точных складов в дополнение к подвижным. Это мероприятие будет облегчать процесс перестройки всего потока с одного типоразмера изделия на другое. Кроме указанных промежуточных складов, в производстве должен иметься комплектовочный склад, назначением которого является питание главного конвейера и обеспечение не­прерывности сборки. Размер комплектовочного склада определяется в зависимо­сти от системы организации производства, с тем чтобы работа сборочного конвейера могла протекать без перебоев. В нала­женном поточном производстве, когда переналадка, связанная с изготовлением различных типоразмеров электрических ма­шин, выполняется довольно редко, комплектовочный склад должен иметь относительно небольшой запас деталей (одно-трехдневный) с тем, чтобы за его счет выравнивались неизбежные колебания в выпуске отдельных деталей. В тех случаях, когда производство состоит из ряда пере­менно-поточных линий, запас деталей на комплектовочном складе должен быть большим с тем, чтобы переналадка линий могла производиться не столь часто.

Например, если в произ­водстве электрических машин существует одна переменно-поточная линия обработки подшипниковых щитов, а передний и задний щиты при этом отличаются друг от друга, то в комплектовочном складе должно быть предусмотрено место для хранения не менее пяти-шестидневного запаса щитов и при этом линия их обработки будет перестраиваться каждые три-четыре дня. Практически же указанные запасы делаются еще несколько большими с тем, чтобы сделать возможным более длительную работу переменно-поточных линий без их пере­наладки. Хранение деталей в комплектовочном складе может произ­водиться как на стеллажах, так и на роликовых транспортерах или лотках. В первом типе комплектовочного склада детали, по мере их поступления на склад, укладываются на полки стеллажей и, по мере необходимости, в зависимости от работы главного конвейера и остальных отделений, снимаются со стеллажа и отправляются на сборку.

При такой организации комплекто­вочного склада очередность отправки деталей или сборку не регламентируется. С одной стороны, могут быть детали, кото­рые будут попадать на сборку, минуя комплектовочный склад, я с другой,— такие детали, которые будут залеживаться в комплектовочном складе. Последнее обстоятельство является вредным, так как при чрезмерно длительном хранении деталей они могут ржаветь. Во втором типе комплектовочного склада запас деталей хранится на лотках или роликовых транспортерах наклонного типа. Поступающие на склад детали загружаются с более высокой стороны, а снятие их для загрузки транспортера или тележек, питающих главный конвейер, производится с другой стороны. Благодаря тому, что роликовые транспортеры или лотки, заменяющие в данном случае стеллаж, сделаны на­клонными, детали под влиянием собственного веса продвига­ются от места, где они загружаются, на роликовые транспор­теры или лотки к местам их снятия.

При такой организации комплектовочного склада очеред­ность отправки деталей на сборку выдерживается совершенно автоматически и опасность длительного нахождения деталей на складе исключается. Трудоемкость складских операций во втором случае также является значительно меньшей, чем в первом, поэтому второй способ организации комплектовочных складов следует признать более совершенным. Рассмотрев общие вопросы организации поточного произ­водства электрических машин малого габарита и направления модернизации их конструкций, переходим к более подробному разбору отдельных линий.

 

Возможно, Вас так же заинтересует:
Коммерческое предложение