Способы обработки щитов
Технология обработки щитов значительно проще, чем технология обработки станин. Основным требованием к качеству обработки является обеспечение соосности расточки во втулке под шарикоподшипник с цилиндрической частью замка, перпендикулярность торцевой части замка с осью щита и правильность расположения отверстий.
Эти требования необходимо соблюдать для обеспечения соосности статора и ротора в процессе сборки машины. Рассмотрим обработку чугунных литых щитов, как наиболее распространенных.
Вначале на револьверном станке протачиваются поверхности замка, начерно растачивается отверстие для посадки шарикоподшипника и торец ступицы. Во вторую операцию производится чистовое растачивание отверстия под шарикоподшипник, что выполняется иногда на сверлильном станке. Третьей операцией является чистовая обработка замков, производимая на револьверном станке. У более крупных щитов, по своим габаритам не проходящим на револьверных станках, все проточки производятся на карусельных станках.
Вышеприведенная последовательность обработки является наиболее распространенной, хотя она и страдает недостатком, заключающимся в том, что при множественности токарных операций трудно добиться достаточной степени концентричности щита. Поэтому некоторые предприятия совершенно правильно шли по пути уменьшения количества перестановок, оканчивая всю токарную обработку в одну операцию.
Сверление отверстий чаще всего производится на простых сверлильных станках при помощи кондукторов накладного типа. Ограниченное число предприятий применяет для сверления четырех шпиндельные или многошпиндельные станки с переставляемыми шарнирными шпинделями.
Другим недостатком технологии является низкая эффективность, связанная с излишним дроблением на операции, что приводит к относительно высокой трудоемкости обработки. При применении алюминиевых щитов, отлитых под давлением, характер обработки в основном остается тем же, хотя ее трудоемкость значительно уменьшается. Большинство отверстий получаются готовыми к отливке и поэтому операции сверления намного сокращаются.
Щиты из листового материала изготовляются способом холодной штамповки. Ступица для крепления вкладыша или шарикоподшипника получается путем вытяжки или делается в виде отдельной привариваемой детали. Весь процесс штамповки занимает от 5 до 7 операций и, кроме работ, производимых на эксцентриковых прессах, включает в себя правку, производимую под молотами или фрикционными прессами с ударным действием. Такого вида правка оказывается необходимой для обеспечения четкой формы щита, т. е. для получения рельефными всех радиусов закруглений и различных переходов.
В производстве автотракторного электрооборудования подобные шиты изготовляются из листов толщиной 2,5—3 мм. После штамповки механической обработке подвергается только лишь отверстие в ступице для посадки подшипника, развертываемое до требуемых размеров в пределах установленных допусков.
Применение подобных щитов оправдывается лишь в условиях массового производства, так как для его организации требуется установка прессов в количестве, соответствующем числу операций, т. е. 5—6 прессов и 1—2 молота. Производительность подобного комплекта оборудования от 6 до 10 тыс., щитов в смену.
Необходимость установки 5-6 прессов вызывается соблюдением общего правила штампования сложных, многооперационных деталей — иметь в цехе такое количество прессов, чтобы все операции сложных деталей могли быть установлены одновременно. Этим самым качество установки отдельных штампов может быть проверено путем доведения процесса штампования детали до конца и получения годного изделия.
При несоблюдении этого обязательного правила и наличии, например, половинного количества необходимых прессов, с тем, что вначале устанавливается первая половина операций, производится штампование партии изделия, затем устанавливается вторая половина операций и заканчивается штампование, зачастую получаются крайне неблагоприятные результаты. В конце штампования иногда обнаруживается, что какая-нибудь из промежуточных операций была неправильно установлена, что привело к полному браку всей партии.
Производство щитов специального исполнения, например, для фланцевого крепления электрических двигателей или щитов с лапами вызывает дополнительные операции по обработке фланцев (их протачивание и сверление отверстий) или лап (обрабатывание плоскости лап и сверление в них отверстий), однако общий ход обработки и характер применяемого оборудования остаются неизменными.