Смазка подшипников шкива и замена набивки сальника
Уход за насосом состоит в смазке подшипников шкива, втулок валика насоса и в подтягивании или замене набивки сальника.
Для смазки шариковых подшипников и втулок залить в шкив 120—140 г дизельного масла с присадкой примерно до половины полости шкива. При переполнении масло начинает вытекать через зазор между валиком и средней втулкой насоса со стороны окна, где находится гайка сальника. Переполнять полость шкива маслом не разрешается, потому что при работе двигателя излишек масла будет вытекать. Недостаток же масла вызывает перегрев и разрушение подшипников.
Проверку количества масла в шкиве и при необходимости доливку масла проводить через каждые 10—12 ч работы двигателя.
Для этого необходимо проделать следующее:
1) Повернуть шкив так, чтобы пробка встала в горизонтальное положение, удобное для заливки.
2) Очистить грязь с пробки шкива и вывинтить пробку. Набрать дизельного масла в шприц для жидкой смазки, ввести в отверстие шкива наконечник шприца и нагнетать масло до появления его из зазора между валиком и втулкой водяного насоса. Закрыть отверстие пробкой.
Задняя втулка валика насоса заправляется графитом и в процессе эксплуатации дополнительной смазки не требует,
3) Промывать полость шкива насоса и сменять масло через каждые 300 ч работы агрегата.
Порядок промывки полости шкива:
слить из полости шкива все масло;
залить в шкив примерно 350 г дизельного топлива;
ввинтить пробку в заливное отверстие шкива и прокрутить;
двигатель на малых оборотах 2—4 мин;
слить из полости шкива грязное топливо;
заправить шкив насоса свежим дизельным маслом, как указано выше.
4) У новых, еще не приработавшихся насосов, через 40—70 ч работы может появиться течь воды из-под сальника.
Для устранения течи воды подтянуть гайку сальника на 1/6 оборота (на одну грань). Если течь воды не прекратилась, подтянуть гайку еще на одну грань и т. д. до прекращения течи.
Ни в коем случае не следует затягивать гайку сальника слишком туго. Это ведет к нагреву и разрушению набивки и износу валика.
Если гайка сальника насоса завинчена до отказа, а течь воды не прекращается, то в таких случаях нельзя уплотнять сальник дальнейшим подтягиванием гайки, потому что можно повредить втулку и гайку.
Для устранения течи воды заменить сальниковую набивку. Материалом для сальниковой набивки служит плетеный асбестовый шнур квадратного сечения 4,5 X 4,5 мм, просаленный и графитированный. Шнур должен быть мягким, без проволоки внутри. При отсутствии готового шнура набивку можно изготовить следующим способом.
Сплести туго асбестовый шнур толщиной 5 мм, опустить на 2—3 мин в дизельное масло, затем вынуть и отжать; тщательно смешать одну весовую часть талька и две с половиной весовые части серебристого графита и в полученной смеси прокатать промасленный и отжатый асбестовый шнур.
Для замены набивки сальника отвинтить гайку сальника и отодвинуть ее в сторону шкива до упора в корпус насоса, вынуть старую набивку. Взять подготовленный новый шнур и плотно намотать его на валик насоса по часовой стрелке, если смотреть спереди, чтобы при навинчивании гайки последняя не разматывала шпур. Количество набивки должно быть такой, чтобы гайка навинчивалась на втулку на 4—5 ниток. При слишком тугой набивке и закреплении гайки на одной или двух нитках возможны срывы резьбы гайки и втулки.
Натяжение ремня следует проверять через 50 ч работы. При нормальном натяжении ремня вентилятора крыльчатка должна проворачиваться от усилия 8 кг, приложенного к лопасти на расстоянии 10 мм от края.
Для регулировки натяжения ремня вентилятора необходимо проделать следующее:
Отпустить болты крепления генератора освещения.
Повернуть на себя генератор, довести натяжение ремня до нормального и затянуть болты крепления генератора.
Проверить натяжение ремня вентилятора с помощью пружинного динамометра или груза 8 кг, подвешенного на лопасть вентилятора.
При регулировке натяжения ремня вентилятора нужно помнить, что сильно натянутый ремень создает большие нагрузки на подшипники валика водяного насоса и привода генератора и срок службы ремня сокращается.
Слишком слабо натянутый ремень вентилятора вызовет пробуксовывание его, закипание воды в радиаторе и перегрев дизеля. Кроме того, при слабом натяжении ремень при работе будет бить о шкивы и быстро выйдет из строя.