Изменения происходящие с маслами в двигателях

При работе любого механизма или пары трения свойства смазочных масел изменяются: они загрязняют­ся механическими примесями, водой, в них накаплива­ются растворимые и взвешенные продукты окисления. Говорят, что в процессе работы масло «стареет». Масло, взятое из картера двигателя, даже через небольшой промежуток времени работы существенно отличается от свежего по внешнему виду и свойствам.

Наиболее заметные изменения качества вызваны процессами окисления и термического распада углево­дородов масла, которые являются основной причиной образования лаков и нагаров в зоне цилиндропоршневой группы. Кроме того, часто накапливаются низкотемпе­ратурные отложения (шлам) в картере и маслопро­водах. Современные двигатели, устанавливаемые на мощные автомобили, имеют повышенную теплонапряженность, а следователь­но, при их работе свойства масел ухудшаются значи­тельно быстрее.

Изменения происходящие с маслами в двигателях

Некоторые продукты окисления (смолы, органичес­кие кислоты) находятся в масле в растворенном состо­янии. Они приводят к увеличению вязкости и кислотно­го числа. Другие (типа асфальтовых соединений) способны образовывать лаки, липкие осадки, приносящие особенно большой вред, так как вызывают залегание и пригорание поршневых колец. Значительная часть продуктов окисления находится в виде очень мелкой устойчивой механической взвеси, участвующей в обра­зовании нагаров. Фильтрацией полностью очистить от них масло не удается, поэтому количество углеродистых частиц в процессе работы двигателя увеличи­вается.

Для моторных масел характерно также загрязнение пылью, попадающей с засасываемым для горения воз­духом и при использовании загрязненного топлива. Мак­симальное количество абразивных примесей в масле накапливается при ез­де автомобилей по грунтовым дорогам, полям. Количество механических примесей возрастает и в результа­те накопления металлов, снимаемых с поверхностей в процессе трения. Все эти абразивные механические при­меси, твердость которых больше, чем металла, резко увеличивают износ деталей. Основная их часть задерживается маслоочистительными устройствами двигате­ля, но наиболее мелкие могут длительное время цирку­лировать по смазочной системе, вызывая повышенный износ. Чтобы не допускать чрезмерного загрязнения масла, необходимо тщательно следить за состоянием маслофильтрующих устройств двигателя, своевременно заменять фильтр тонкой очистки и промывать центри­фугу.

В работающих маслах всегда накапливается вода. Больше всего ее попадает из камеры сгорания с про­рывающимися газами, так как при сгорании 1 кг топли­ва образуется около 1,2—1,4 кг воды. Кроме того, вода иногда проникает в картер двигателя через неплотнос­ти в системе водяного охлаждения, конденсируется из воздуха при резком снижении температуры (например, при охлаждении двигателя после работы). Накопление воды повышает коррозионность и ухудшает смазываю­щие свойства масла. Поэтому, чтобы не допускать на­копление воды, нужно следить за исправностью систе­мы, вентиляции картера. Пуск и прогрев двигателя долж­ны быть возможно короче, а тепловой режим двигателя следует поддерживать оптимальным.

В работавших маслах могут быть обнаружены так­же серная и сернистая кислоты, образующиеся при сго­рании серы топлива, которые резко увеличивают коррозионный износ. Перечисленные изменения свойственны маслам, работающим в любых двигателях. Но для каж­дого из них характерны и свои особенности. Так, в кар­бюраторных, наряду, с загрязнением и окислением свойства масел заметно ухудшаются из-за накопления в них тяжелых остатков бензина. В карбюраторных дви­гателях тяжелые фракции полностью не сгорают, а кон­денсируются, стекая в картер, смывая по пути смазоч­ное масло. В зависимости от качества топлива и техни­ческого состояния двигателя в масле может накопиться до 5—10% несгоревшего топлива. Это снижает вязкость масла, ухудшает его смазывающую способность и мо­жет привести к нарушению жидкостного трения. Если двигатель работает на этилированном бензине, то в масле может быть обнаружен свинец, входящий в сос­тав антидетонаторов.

При правильной регулировке топливной аппаратуры и хорошем техническом состоянии деталей цилиндро-поршневой группы дизелей масло топливом, как прави­ло, не разжижается. Однако здесь степени сжатия, а значит температура и нагрузки значительно выше, чем в карбюраторных двигателях, что способствует ускорен­ному образованию продуктов окисления, находящихся в масле как в растворенном, так и взвешенном состоянии. Не менее значительные изменения вызваны сильным загрязнением масла продуктами неполного сгора­ния топлива (сажистыми частицами), а также окислами серы. Именно здесь быстро и значительно увеличивается коррозийность масел из-за накопления минеральных кислот.

Дизели работают на более бедных, чем бензиновые двигатели, горючих смесях: для сжигания 1 кг топлива в них подается в 1,5 раза больше воздуха. В результате ускоряется загрязнение масла пылью из окружающей атмосферы, что приводит к большему накоплению осад­ков, загрязняющих систему смазки двигателей и увели­чивающих износ, а также вызывающих нагарообразование в цилиндропоршневой группе.

На изменение свойств масел существенное влияние оказывает техническое состояние двигателя. Скорость окисления и загрязнения значительно выше при работе масел в изношенных двигателях, когда увеличен прорыв газов в картер и повышена температура деталей, а так­ же при работе трактора (автомобиля) с перегрузкой или с неустановившимися нагрузками.

В результате старения и загрязнения меняется и внешний вид масла — оно темнеет. Если рассмотреть каплю работавшего масла при сильном увеличении, то будет заметно, что в ней находится множество взвешен­ных частиц различного размера. При использовании в двигателе масла с большим количеством продуктов за­грязнения быстро образуются нагары и лаки. Постепен­ное накопление высокотемпературных отложений в поршневых канавках приводит в итоге к залеганию, а потом и к пригоранию колец. При этом увеличивается прорыв газов в картер, возрастает расход масла и износ цилиндропоршневой группы, снижаются мощность и экономичность. Нагары и лаки плохо проводят тепло, поэтому при их накоплении двигатель перегревается, а это в свою очередь вызывает ускорение процессов окис­ления. Понятно, что чем лучше эксплуатационные свой­ства масел, выше эффективность введенных в них при­садок, тем медленнее оно стареет.

При работе двигателя введенные в масло присадки срабатываются. Скорость процесса зависит от типа и теплонапряженности двигателя, его технического состо­яния, условий эксплуатации, качества используемого топлива и многих других факторов. Прежде всего, при­садки расходуются на выполнение своих основных функций, а образующиеся вещества задерживаются маслофильтрующими устройствами. Кроме того, в процессе работы двигателя масло угорает, вместе с ним теряется и часть присадок. Своевременные доливы масла взамен угоревшего позволяют в некоторой степени поддержи­вать концентрацию присадок на требуемом уровне.

Срабатывание присадок приводит к изменению мно­гих показателей качества масла: снижается щелочное число, ухудшаются моющие свойства, повышается кор­розионность и т.д.

Большое влияние на изменение свойств масел ока­зывает не только уровень форсирования дизеля, но и со­держание серы в топливе. Если при работе форсирован­ного двигателя на малосернистом топливе заметны ин­тенсивные изменения показателей качества масла и ме­нять его нужно было бы не через 480, а через 240 ч, то, при использовании высокосернистого топлива свойства масла ухудшаются недопустимо. Очевидно, в этом слу­чае необходимо применять масла с более высокими эк­сплуатационными свойствами.

Таким образом, в работавшем масле происходят глу­бокие изменения: накапливаются продукты превращения углеводородов масел, загрязнения, попавшие с воздухом и топливом, увеличивается количество агрессивных со­единений. Во всех случаях качество масла ухудшается быстрее, если оно неправильно подобрано для двигателя данного типа и его качество не отвечает требованиям ГОСТ.

Однако несмотря на глубокие изменения качества при работе масла в двигателях основной его углеводо­родный состав меняется незначительно. Если из масла удалить все механические примеси и продукты окисле­ния, общее количество которых обычно не превышает 4—6%, то вновь можно получить базовое масло хороше­го качества. Именно на этом принципе и основана ре­генерация (восстановление) и повторное использование масел, что позволяет при правильной организации рабо­ты значительно сократить расход дорогостоящих и де­фицитных масел.

 

Покупка квартиры в адыгее от застройщикав ЖК Виноградъ. .
Коммерческое предложение