Приводные ремни
Приводные ремни различаются по форме поперечного сечения, по конструкции, материалу и технологии изготовления. По форме поперечного сечения приводные ремни разделяются на круглые, плоские и клиновидные (клиновые).
Круглые приводные ремни (шнуры) кожаные и хлопчатобумажные в настоящее время сохранились лишь в приводах малой мощности, например в швейных и пищевых машинах и т. п.
Плоские приводные ремни имеют наиболее широкое применение в передачах самых разнообразных машин. Они стандартизованы и производятся в централизованном порядке четыре вида плоских приводных ремней: кожаные, хлопчатобумажные тканые, шерстяные тканые и резинотканевые (прорезиненные).
Кожаные приводные ремни изготовляют из кожи особой выделки, ремённого чепрака. Из всех видов плоских ремней кожаные обладают наилучшей тяговой способностью. Однако из-за высокой стоимости кожи эти ремни применяются теперь лишь в особо ответственных случаях.
Хлопчатобумажные тканые приводные ремни подразделяют на цельнотканые, тканые прошивные (вырабатываемые переплетением трех или четырехслойной ткани), шитые (из четырех, шести и восьми слоев ткани бельтинг) и шитые бесконечные. Все хлопчатобумажные ремни, кроме бесконечных, подвергаются пропитке составом из озокерита и битума с целью предохранения от атмосферных влияний, увеличения прочности, уменьшения усадки в свободном состоянии.
Шерстяные тканые приводные ремни, пропитанные затертым на олифе железным суриком, малочувствительны к колебаниям влажности и температуры и более стойки, чем другие виды ремней, к воздействию пыли, кислот, едких паров и газов.
Резинотканевые приводные ремни изготовляют из нескольких (от 2 до 9) слоев (прокладок) хлопчатобумажной ткани бельтинг, связанных между собой вулканизированной резиной. Для большей гибкости между слоями ткани помещаются резиновые прослойки.
Плоские резинотканевые ремни выпускают трех типов: А, Б и В. Как правило, эти ремни имеют конечные размеры, но по требованию заказчика могут быть бесконечными (состыкованными).
Конечные ремни применяются для любых расстояний между центрами шкивов, а также при наличии закрытых концов валов передачи. Бесконечные ремни применяются для приводов с определенным расстоянием между центрами шкивов.
Клиновидные приводные ремни состоят из рядов прорезиненной ткани и спирально навитого кордшнура, расположенного в один ряд (кордшнуровые ремни), или из рядов кордткаии (кордтканевые ремни) и слоя резины.
Клиновидные ремни выпускают обычно бесконечными, длиной от 500 до 14 000 мм. По своему назначению клиновидные ремни подразделяются на две группы: ремни приводные (группового привода) и ремни вентиляторные для привода вентилятора, насоса и генератора двигателей автомобилей, тракторов и комбайнов.
Механические свойства ремней характеризуются пределом прочности при растяжении и их упругими свойствами, т. е. удлинением в момент разрыва или под определенной нагрузкой. Остающимися остаточными удлинениями определяется вытяжка ремней в процессе работы, а следовательно, сроки их перешивки или подтягивания.
Надежность работы и экономичность ременной передачи зависят от качества соединения концов ремней. Плоские конечные ремни требуют соединения концов. Для этого применяют три основных вида соединений: склеивание, сшивание (сыромятными ремешками и жильными струнами) и скрепление (болтами с накладными и проволочными крючками).