Определение пригодности масла к использованию
Смазочные масла нередко доставляют в организации бочками и довольно долго хранят. Условия заправки зачастую приводят к обводнению и загрязнению масел, из-за чего резко снижается их качество.
Рассмотрим эксплуатационные свойства моторного масла для тракторных дизелей, которое хранили в емкости хозяйства в летнее время года.
Данные, приведенные в паспорте, полученном с партией масла, показывают, что его основные физико-химические показатели соответствуют требованиям стандарта. Несколько повышенное щелочное число свидетельствует о том, что масло обладает некоторым запасом качества.
Совершенно иная картина получена в результате анализа масла, которое должно быть залито в двигатель. Известно, что в процессе хранения масла почти не испаряются и не окисляются, поэтому такие показатели, как вязкость, индекс вязкости, температура вспышки и застывания не изменились, и по этим параметрам оно вполне пригодно к использованию. Но при хранении в резервуар попала вода, и масло по важнейшим свойствам стало неудовлетворительным для использования в дизельных двигателях.
Вода довольно быстро оседает на дно. Однако, несмотря на то, что в масле ее немного, осаждаясь, она вызывает глубокие изменения в составе присадок. При обводнении масла эффективно действующая часть присадок разлагается и выпадает в осадок. Поэтому зольность и щелочное число снизились примерно на 30%. Естественно при выпадении присадок заметно ухудшились моющие свойства (возросла загрязненность поршня при испытании масла на установке ПЗВ). Можно ожидать, что если использовать такое масло в двигателе, то возрастет скорость окисления и накопления высокотемпературных отложений в зоне цилиндропоршневой группы.
Почти в четыре раза при разложении присадки повысилась коррозионность масел. Это понятно, так как вода вымывает наиболее активные составляющие присадок, которые образуют защитные пленки и предохраняют металл от коррозии. Применение такого масла обязательно приведет к повышению износа деталей, особенно изготовленных из цветных металлов, и к снижению долговечности двигателя в целом.
Износ может увеличиваться и вследствие попадания в емкость с маслом атмосферной пыли — абразивных механических примесей, количество которых возросло в 15 раз. При значительной вязкости эти частицы будут долго находиться в нем и попадать в картер двигателя при каждой заправке. Во время замены с маслом в картер одновременно будет проникать около 20 г абразива.
Таким образом, в условиях хозяйства среднестатистического предприятия качество масла обычно ухудшается при обводнении, при этом его эксплуатационные свойства изменяются настолько, что оно становится непригодным к использованию. Выпадение присадок приводит к скоплению на дне емкости мазеобразных осадков сероватого или желтого цвета. При их обнаружении заливать масло в двигатель нельзя. Необходимо подвергнуть его полному анализу и использовать только в том случае, если его качество существенно не изменилось.