Дороги на орошаемых землях

Дороги на оросительной системе бывают четы­рех видов:

1)    межхозяйственные, соединяющие хозяйства с район­ным центром, со станциями железных дорог и пристаня­ми, с элеваторами и т. п.;

2)    внутрихозяйственные, соединяющие центр хозяйства с бригадами, фермами, полевыми станами, с межхозяйст­венными дорогами или перечисленные объекты между собой;

3)    полевые, соединяющие все поливные участки с внутри­хозяйственными или межхозяйственными дорогами для вывозки урожая с полей, подвозки удобрений, проезда тракторов и машин на все поля;

4)    эксплуатационные для осмотра каналов и сооружений на них, для подвозки строительных материалов и обору­дования, необходимых при ремонте, устраиваемые вдоль магистрального канала и распределителей старшего по­рядка.

Все дороги располагают вдоль постоянных каналов или границ поливных участков с минимальным числом мостов и труб на них. Дороги проектируют так, чтобы при наименьшей их длине было нормальное сообщение между всеми полями севооборота и хозяйственным цент­ром, поэтому различные виды дорог по возможности объединяют.

Внутрихозяйственные и эксплуатационные дороги строят постоянного типа, полевые — постоянного или временного, в зависимости от продолжительности пере­возок.

Дороги можно располагать с верховой или низовой стороны оросительного канала. В первом слу­чае дорогу строят между оросительным и водосброс­ным каналами с переездами через водосбросной канал (он же и кювет) для въезда на каждый поливной уча­сток. Во втором случае дорогу строят вверху поля, без кювета с низовой стороны и с переездами через каждый ороситель.

Ширина проезжей части внутрихозяйственных дорог равна 3,5 м, эксплуатационных—3 м; ширину земляного полотна внутрихозяйственных дорог принимают 6,5 м, эксплуатационных—6 и полевых — до 5 м. Наименьший радиус кривой для внутрихозяйственных дорог равен 60 м, эксплуатационных—30 и полевых—10 м. Дороги занимают около 1…2 % орошаемой площади.

Поперечный профиль дорог в зависимости от их рас­положения по отношению к каналам принимают одно­скатный или двухскатный с поперечным уклоном 0,03… 0,05.

Со стороны канала, если его глубина больше 1,5…2 м, оставляют берму шириной 2 м.

Для отвода воды устраивают кюветы, трапецеидаль­ного сечения глубиной 0,3…0,4 м в суглинистых и 0,5… 0,6 м в глинистых грунтах.

Проезжую часть внутрихозяйственных дорог можно устраивать с покрытием. Конструкцию дорожной одеж­ды принимают в соответствии с утвержденными местны­ми типами одежд для сельских дорог.

Переезды через распределительные каналы выполня­ют обычно в виде труб (бетонных, железобетонных и асбестоцементных). Через реки и большие каналы строят мосты. Ширина проезжей части мостов и переездов внутрихозяйственных дорог равна 5 м.

 

Возможно, Вас так же заинтересует:
Коммерческое предложение