Дороги на орошаемых землях
Дороги на оросительной системе бывают четырех видов:
1) межхозяйственные, соединяющие хозяйства с районным центром, со станциями железных дорог и пристанями, с элеваторами и т. п.;
2) внутрихозяйственные, соединяющие центр хозяйства с бригадами, фермами, полевыми станами, с межхозяйственными дорогами или перечисленные объекты между собой;
3) полевые, соединяющие все поливные участки с внутрихозяйственными или межхозяйственными дорогами для вывозки урожая с полей, подвозки удобрений, проезда тракторов и машин на все поля;
4) эксплуатационные для осмотра каналов и сооружений на них, для подвозки строительных материалов и оборудования, необходимых при ремонте, устраиваемые вдоль магистрального канала и распределителей старшего порядка.
Все дороги располагают вдоль постоянных каналов или границ поливных участков с минимальным числом мостов и труб на них. Дороги проектируют так, чтобы при наименьшей их длине было нормальное сообщение между всеми полями севооборота и хозяйственным центром, поэтому различные виды дорог по возможности объединяют.
Внутрихозяйственные и эксплуатационные дороги строят постоянного типа, полевые — постоянного или временного, в зависимости от продолжительности перевозок.
Дороги можно располагать с верховой или низовой стороны оросительного канала. В первом случае дорогу строят между оросительным и водосбросным каналами с переездами через водосбросной канал (он же и кювет) для въезда на каждый поливной участок. Во втором случае дорогу строят вверху поля, без кювета с низовой стороны и с переездами через каждый ороситель.
Ширина проезжей части внутрихозяйственных дорог равна 3,5 м, эксплуатационных—3 м; ширину земляного полотна внутрихозяйственных дорог принимают 6,5 м, эксплуатационных—6 и полевых — до 5 м. Наименьший радиус кривой для внутрихозяйственных дорог равен 60 м, эксплуатационных—30 и полевых—10 м. Дороги занимают около 1…2 % орошаемой площади.
Поперечный профиль дорог в зависимости от их расположения по отношению к каналам принимают односкатный или двухскатный с поперечным уклоном 0,03… 0,05.
Со стороны канала, если его глубина больше 1,5…2 м, оставляют берму шириной 2 м.
Для отвода воды устраивают кюветы, трапецеидального сечения глубиной 0,3…0,4 м в суглинистых и 0,5… 0,6 м в глинистых грунтах.
Проезжую часть внутрихозяйственных дорог можно устраивать с покрытием. Конструкцию дорожной одежды принимают в соответствии с утвержденными местными типами одежд для сельских дорог.
Переезды через распределительные каналы выполняют обычно в виде труб (бетонных, железобетонных и асбестоцементных). Через реки и большие каналы строят мосты. Ширина проезжей части мостов и переездов внутрихозяйственных дорог равна 5 м.