Транспортирующие сооружения

Для транспортиро­вания воды на участках пересечения каналов с естественными препятствиями (балки, овраги, реки) или ис­кусственными (каналы, дороги, насыпи) служат транс­портирующие сооружения (дюкер, акведук, лотки, тру­бы).

Дюкер — это водонепроницаемая напорная бетонная, железобетонная, асбестоцементная или стальная труба, которую укладывают под дорогу, под канал и т. д. Входная и выходная части дюкера име­ют вертикальные или наклонные бетонные или железо­бетонные колодцы. Входной оголовок снабжен решет­кой.

Дюкер рассчитывают на пропуск нормального расхо­да и проверяют на пропуск максимального и минималь­ного расходов при скоростях 1,5…4 м/с.

Чтобы не возни­кал гидравлический прыжок в трубе, предусматривают специальные устройства (дополнительное сопротивление на выходе или понижение дна входного оголовка).

Акведук — лоток на опорах для пере­броски воды канала через местные понижения рельефа (овраги, балки). Его применяют, когда естественные отметки расположены на 1…20 м ниже дна канала.

Акве­дук рассчитывают на пропуск максимального расхода. Возвышение нижней части пролетного строения акведука над максимальным расчетным уровнем воды пересекае­мого водотока должно быть не менее 0,5 м. Опоры акве­дука на водотоках защищают от воздействия льда и заглубляют (с учетом категории грунта, глубины промер­зания) ниже глубины возможного максимального размы­ва русла в створе акведука. Стенки лотка акведука делают выше максимального расчетного уровня воды на 10 см.

Ливнепропускные трубы устанавливают для пропуска поверхностных вод: под каналом, проходящим в насыпи, при пересечении им ручья или балки; под дорогой, пе­ресекающей понижение, по ложу которого может про­текать вода. Ось трубы должна совпадать с динамичес­кой осью потока. Труба не должна нарушать бытовой профиль водотока, поэтому ее укладывают с уклоном во­дотока без врезки в дно входного оголовка трубы.

По трубам проводят также оросительную воду через большие лощины, по крутым склонам, просадочным и оползневым грунтам.

Отдельные узкие выступы крутых гор иногда прохо­дят туннелем. Для переезда через каналы строят мосты.

Тип сооружения (дюкер, акведук, трубы, лотки) и их конструкцию выбирают в соответствии с допустимой ве­личиной потерь напора, местными топографическими, климатическими и гидрогеологическими условиями, ви­дом преодолеваемого препятствия, материалом соору­жения на основании технико-экономического сравнения вариантов.

 

Скважина, которая качает воду из водоносного песка - это принцип абиссинского колодца. .
Возможно, Вас так же заинтересует:
Коммерческое предложение