Водовыпуски

В голове всех распределителей и вре­менных оросителей для регулирования подачи воды в них из каналов старшего порядка строят водовыпуски. Часто водовыпуски объединяют с подпорным сооружением на старшем канале или перепадом (быст­ротоком) на младшем канале. Комплекс этих сооруже­ний образует распределительный узел.

Водовыпуски бывают двух типов: открытые шлюзы-регуляторы одно- или многопролетные, которые приме­няют обычно на каналах с большим расходом и малым гидравлическим перепадом, где требуется пропуск плавающих тел, и закрытые трубчатые водовыпуски, кото­рые применяют для пропуска малых расходов при боль­шом гидравлическом перепаде (0,5 м и более), при сов­мещении водовыпуска с переездом, а также на каналах с большим колебанием уровней воды. Открытые водовыпуски в большинстве случаев дешевле при малых пе­репадах уровней воды в бьефах, их легче осматривать и ремонтировать, чем трубчатые.

Расход воды, проходящей через водовыпуск из стар­шего канала в младший, регулируют затворами, которые делают обычно в виде плоских щитов. Подъем и опуска­ние их осуществляют вручную при помощи винтовых подъемников. Отверстие водовыпуска рассчитывают на пропуск форсированного расхода младшего распредели­теля при нормальном уровне воды в старшем канале и на пропуск нормального расхода при минимальном уров­не воды в старшем канале.

Скорости течения воды в водовыпуске должны быть 0,8… 1,3 м/с; при этих скоростях минимальный напор, необходимый для прохождения воды через регуляторы, составляет 5…15 см. Максимальный удельный расход принимают до 1,7 удельного расхода канала в нижнем бьефе, определенного по средней его ширине.

Подпорные сооружения. Конструктивно они представ­ляют собой шлюзы — водовыпуски с щитовыми затворами, которыми полностью или частично перекрывают водный поток, то есть подпирают его и тем самым поддерживают требуемый уровень воды в канале.

Место установки подпорных сооружений и величину подпора определяют на продольном профиле уровней воды в канале, который строят из условия командования над орошаемой пло­щадью. Наибольшее расстояние от подпорного сооруже­ния до бокового регулятора вверх по течению определяют по формуле:

l=(zΔh)/i,

где z — общий подпор; Δh — разность уровней воды, i— уклон канала.

 

 

Возможно, Вас так же заинтересует:
Коммерческое предложение