Дороги на осушаемых землях
Осушение земель повышает интенсивность их использования, ведет к увеличению урожайности и валового сбора сельскохозяйственной продукции. В результате возрастают объем и масса вывозимой с полей сельскохозяйственной продукции. Значительно увеличивается так же поток грузов из хозяйств на поля: минеральные и органические удобрения, семена, топливо и смазочные материалы, сельскохозяйственные машины. В современных условиях автоперевозки являются важнейшей составной частью технологического процесса в сельском хозяйстве.
Эффективность работы автотранспорта зависит от наличия и состояния дорог. В условиях бездорожья в период распутицы предприятия вынуждены перевозить грузы тракторами, что экономически невыгодно. При плохих дорогах уменьшаются в 3…4 раза скорости перевозок, увеличивается в 3…5 раз расход топлива и в 4…5 раз себестоимость перевозок, преждевременно изнашиваются машины, снижается качество вывозимой продукции.
Поэтому развитие дорожной сети, строительство новых благоустроенных дорог и улучшение существующих — обязательная составная часть мелиорации земель. Рекомендуемая протяженность дорог — 2…3 км на 100 га мелиорированной площади.
Дороги, сооружаемые при осушении земель, подразделяют на межхозяйственные, соединяющие хозяйства с дорогами общего назначения, районными центрами, железнодорожными станциями и пристанями; внутрихозяйственные, соединяющие хозяйственные центры с межхозяйственными дорогами, отделениями, фермами, полевыми станами и т.п.; полевые, соединяющие поля и другие сельскохозяйственные угодья с внутрихозяйственными и другими дорогами для проезда сельскохозяйственных машин, доставки удобрений, вывозки урожая и т.п.; эксплуатационные — для осмотра и ремонта гидромелиоративной сети; скотопрогоны.
При проектировании дорожной сети на осушаемых землях по возможности совмещают дороги разного назначения — внутрихозяйственные магистральные и полевые с эксплуатационными, что сокращает длину дорог и деление осушаемой территории на мелкие участки. Проектирование их выполняют на основе определения грузо- и пассажирообмена и расчетов интенсивности движения автомобилей в напряженные сезоны перевозок.
Трассы внутрихозяйственных дорог на местности назначают с учетом размещения существующих дорог, границ землепользователей, отделений, бригад, ферм и других производственных комплексов.
Полевые дороги предназначены для обслуживания полей севооборотов, садов, лесов и ягодников, сенокосов и пастбищ. Их проектируют одновременно с землеустройством хозяйства.
Дороги размещают по возможности вдоль границ хозяйств, полей севооборотов, рек, водоприемников, вдоль крупных каналов по наиболее сухим местам, на болотах по местам с наименьшей залежью торфа, со стороны истоков каналов. Число пересечений с каналами, реками, трубопроводами должно быть минимальным.
Дороги должны быть размещены так, чтобы проезд транспорта по полю не превышал 1 км. На дорогах предусматривают устройство мостов и труб-переездов (не реже чем через 700 м), съездов в местах пересечения полевых дорог с границами полей, площадок для разворота автомобилей и в необходимых случаях — погрузочно-разгрузочных площадок.
На осушенных массивах внутрихозяйственные дороги обычно прокладывают вдоль магистральных каналов (часто с двух сторон), от них отходят полевые дороги вдоль транспортирующих собирателей, которые соединяют с полевыми дорогами, проведенными вдоль нагорно-ловчих каналов.
Качество дорог, их надежность и долговечность зависят от несущей способности земляного полотна. При переувлажнении земляного полотна поверхностными или грунтовыми водами несущая способность его резко снижается и дорожное покрытие разрушается. Для ускорения отвода поверхностных вод земляному полотну придают двухскатный поперечный профиль; для уменьшения воздействия грунтовых вод дороги делают в насыпи. Чем выше насыпь, тем устойчивее полотно, но вместе с этим растут объем земляных работ и стоимость дороги.
Высоту земляного полотна над поверхностью земли принимают в зависимости от степени переувлажненности земель и тем больше, чем ближе к поверхности уровень грунтовых вод и больше высота капиллярного поднятия грунтов.
При строительстве дорог на болотах с мощностью торфяной залежи до 1 м торф полностью удаляют из-под дорожного полотна. При большей мощности залежи насыпают минеральное основание полотна дороги с полным или частичным вытеснением торфа.
На глинистых и иловатых грунтах во избежание порчи дороги под влиянием пучинистых явлений устраивают поперечный трубчатый дренаж или отсыпают в основании полотна капиллярные прослои песка или гравия толщиной до 20 см и более.
Дороги устраивают с твердым асфальтобетонным или гравийным покрытием, полевые дороги строят грунтовые профилированные, а также с покрытием из грунта, улучшенного добавлением щебня или гравия.
Ширину земляного полотна внутрихозяйственных дорог принимают 6,5…8 м при ширине проезжей части 4,5 м, у полевых и эксплуатационных дорог ширина проезжей части до 3 м. С обеих сторон дороги устраивают кюветы глубиной 0,8…1,0 м в минеральных грунтах и 1,2…1,5 м в торфе. При размещении дороги вдоль канала один кювет не нужен. На торфяниках между основанием насыпи и кюветом оставляют берму шириной 3…4 м.