Дороги на осушаемых землях

Осушение земель повышает интенсивность их исполь­зования, ведет к увеличению урожайности и валового сбора сельскохозяйственной продукции. В результате во­зрастают объем и масса вывозимой с полей сельскохо­зяйственной продукции. Значительно увеличивается так­ же поток грузов из хозяйств на поля: минеральные и ор­ганические удобрения, семена, топливо и смазочные материалы, сельскохозяйственные машины. В современ­ных условиях автоперевозки являются важнейшей со­ставной частью технологического процесса в сельском хозяйстве.

Эффективность работы автотранспорта зависит от наличия и состояния дорог. В условиях бездорожья в период распутицы предприятия вынуждены пере­возить грузы тракторами, что экономически невыгодно. При плохих дорогах уменьшаются в 3…4 раза скорости перевозок, увеличивается в 3…5 раз расход топлива и в 4…5 раз себестоимость перевозок, преждевременно изна­шиваются машины, снижается качество вывозимой про­дукции.

Поэтому развитие дорожной сети, строительство но­вых благоустроенных дорог и улучшение существую­щих — обязательная составная часть мелиорации земель. Рекомендуемая протяженность дорог — 2…3 км на 100 га мелиорированной площади.

Дороги, сооружаемые при осушении земель, подраз­деляют на межхозяйственные, соединяющие хозяйства с дорогами общего назначения, районными центрами, же­лезнодорожными станциями и пристанями; внутрихо­зяйственные, соединяющие хозяйственные центры с межхозяйственными дорогами, отделе­ниями, фермами, полевыми станами и т.п.; полевые, соединяющие поля и другие сельскохозяйственные угодья с внутрихозяйствен­ными и другими дорогами для проезда сельскохозяйст­венных машин, доставки удобрений, вывозки урожая и т.п.; эксплуатационные — для осмотра и ремонта гидро­мелиоративной сети; скотопрогоны.

При проектировании дорожной сети на осушаемых землях по возможности совмещают дороги разного на­значения —  внутрихозяйственные магистральные и поле­вые с эксплуатационными, что сокращает длину дорог и деление осушаемой территории на мелкие участки. Проектирование их выполняют на основе определения грузо- и пассажирообмена и расчетов интенсивно­сти движения автомобилей в напряженные сезоны перевозок.

Трассы внутрихозяйственных дорог на местности на­значают с учетом размещения существующих дорог, границ землепользователей, отделений, бригад, ферм и дру­гих производственных комплексов.

Полевые дороги предназначены для обслуживания полей севооборотов, садов, лесов и ягодников, сенокосов и пастбищ. Их проектируют одновременно с землеустрой­ством хозяйства.

Дороги размещают по возможности вдоль границ хо­зяйств, полей севооборотов, рек, водоприемников, вдоль крупных каналов по наиболее сухим местам, на болотах по местам с наименьшей залежью торфа, со стороны ис­токов каналов. Число пересечений с каналами, реками, трубопроводами должно быть минимальным.

Дороги должны быть размещены так, чтобы проезд транспорта по полю не превышал 1 км. На дорогах пре­дусматривают устройство мостов и труб-переездов (не реже чем через 700 м), съездов в местах пересечения по­левых дорог с границами полей, площадок для разворота автомобилей и в необходимых случаях — погрузочно-разгрузочных площадок.

На осушенных массивах внутрихозяйственные дороги обычно прокладывают вдоль магистральных каналов (часто с двух сторон), от них отходят полевые дороги вдоль транспортирующих собирателей, которые соеди­няют с полевыми дорогами, проведенными вдоль нагорно-ловчих каналов.

Качество дорог, их надежность и долговечность зави­сят от несущей способности земляного полотна. При пе­реувлажнении земляного полотна поверхностными или грунтовыми водами несущая способность его резко сни­жается и дорожное покрытие разрушается. Для ускоре­ния отвода поверхностных вод земляному полотну при­дают двухскатный поперечный профиль; для уменьшения воздействия грунтовых вод дороги делают в насыпи. Чем выше насыпь, тем устойчивее полотно, но вместе с этим растут объем земляных работ и стоимость до­роги.

Высоту земляного полотна над поверхностью земли принимают в зависимости от степени переувлажненно­сти земель и тем больше, чем ближе к поверхности уро­вень грунтовых вод и больше высота капиллярного под­нятия грунтов.

При строительстве дорог на болотах с мощностью торфяной залежи до 1 м торф полностью удаляют из-под дорожного полотна. При большей мощности залежи насыпают минеральное основание полотна дороги с пол­ным или частичным вытеснением торфа.

На глинистых и иловатых грунтах во избежание пор­чи дороги под влиянием пучинистых явлений устраива­ют поперечный трубчатый дренаж или отсыпают в осно­вании полотна капиллярные прослои песка или гравия толщиной до 20 см и более.

Дороги устраивают с твердым асфальтобетонным или гравийным покрытием, полевые дороги строят грунтовые профилированные, а также с покрытием из грунта, улуч­шенного добавлением щебня или гравия.

Ширину земляного полотна внутрихозяйственных до­рог принимают 6,5…8 м при ширине проезжей части 4,5 м, у полевых и эксплуатационных дорог ширина про­езжей части до 3 м. С обеих сторон дороги устраивают кюветы глубиной 0,8…1,0 м в минеральных грунтах и 1,2…1,5 м в торфе. При размещении дороги вдоль кана­ла один кювет не нужен. На торфяниках между основа­нием насыпи и кюветом оставляют берму шириной 3…4 м.

 

Советуем покупать дт евро 5 у проверенных поставщиков дизельного топлива. .
Возможно, Вас так же заинтересует:
Коммерческое предложение