Периодичность замены моторных масел
При работе двигателя качество масла постепенно ухудшается, поэтому через некоторое время его необходимо заменять свежим. В предприятиях принята, регламентная система технического обслуживания машин, в соответствии с которой моторные масла заменяют через определенное время.
Для грузовых и легковых автомобилей этот срок определяется количеством пройденных километров (периодичностью технического обслуживания), а для тракторов, строительных и мелиоративных машин — числом отработанных часов. Такая система, безусловно удобна, особенно когда много разнообразной техники. Действительно, достаточно вести учет отработанного техникой времени (километраж, часы, количество израсходованного топлива), чтобы своевременно заменить масло. В соответствии с заводскими инструкциями по эксплуатации двигателей известно, что если трактор отработал, например, 480 ч или автомобиль прошел 9000 км, необходимо залить свежее масло. По всей вероятности, такая система будет существовать еще долго. Однако она имеет ряд недостатков.
Указанные в инструкциях по эксплуатации двигателей и правилах технического обслуживания сроки смены масел определены по результатам испытаний тракторов и автомобилей. При проведении стендовых, а затем эксплуатационные испытаний, было установлено, что для данного типа двигателя, используемого сорта топлива и масла при выбранной периодичности смены, не будет происходить значительного нагарообразования и износа, и двигатель будет работать достаточно надежно с гарантированным моторесурсом. Однако эти испытания проведены при определенных условиях работы техники, которые почти всегда отличаются от реальных. Качество топлива, используемого при эксплуатации, может быть лучше или хуже используемого при испытаниях, неодинаковым может быть и техническое состояние двигателей, детали которых могут быть более или менее изношены, а сами машины взяты после текущего или капитального ремонта (сроки смены масла заводами установлены для новых двигателей). В процессе эксплуатации существенно меняются и нагрузки, от величины которых заметно зависит долговечность двигателя. Можно назвать еще множество условий, влияющих на периодичность смены и моторесурс техники, к числу которых относится и квалификация механизаторов, и все они не учитываются при регламентной замене.
Вполне понятно, что в реальной эксплуатации одинаково возможен как длив масла, качество которого еще позволяет его использовать, так и работа двигателя на масле, эксплуатационные свойства которого недопустимо ухудшены. В первом случае повышается стоимость эксплуатации, а во втором снижается надежность работы двигателя. И то, и другое экономически не выгодно. Только случайно и довольно редко регламентная замена масла совпадает с действительной необходимостью.
Чтобы заменять масло с учетом его эксплуатационных свойств, нужно через определенное время брать из картера пробы, быстро оценивать качество, и, если оно недопустимо ухудшено, заменять масло свежим. Распространению такого метода препятствует отсутствие браковочных показателей, а также широкой сети лабораторий для контроля качества масел.
Разработан новый метод определения сроков замены масла. Суть его заключается в том, что чем больше в масле активных присадок и лучше его эксплуатационные свойства, тем меньше отложений образуется в центробежном маслоочистителе. По мере срабатывания присадок скорость накопления отложений увеличивается. Для каждого типа двигателя определена предельно допустимая скорость образования отложений.