Пластичные смазки

Пластичные смазки — это сложные соединения, в состав которых входят масло — основа, загуститель — мыла, твердые углеводороды, часто стабилизатор для сохранения однородности смазки, иногда наполнитель (например, графит). В качестве загустителей обычно используют литиевые, кальциевые, натриевые или сме­шанные (литиево-кальциевые) мыла.

Отличительная особенность пластичных смазок со­стоит в том, что они способны в зависимости от условий работы обладать свойствами твердых или жидких ве­ществ. Под действием небольших усилий смазки ве­дут себя как твердое тело, т. е. могут удерживаться на вертикальных и наклонных плоскостях. Если действуют большие нагрузки, смазки работают как жидкость (об­ладают текучестью). Это свойство и послужило причиной того, что пластичные смазки получили очень широкое распространение. Их используют в узлах тре­ния, к которым невозможно непрерывно подводить, мас­ло, а также при больших удельных нагрузках и малых скоростях, в трудногерметизируемых узлах. Смазки уменьшают трение и износ, а также предохраняют по­верхности от коррозии.

Пластичные смазки — это мазеобразные продукты чаще от светло-желтого до темно-коричневого цвета, иногда черные (графитная) или цветные. Они должны быть однородными по составу, без комков, абразивных примесей и воды, должны иметь хорошую стабильность, т. е. не расслаиваться на составляющие. Если произошло расслоение, нужно слить выделивше­еся масло, снять верхний окислившийся слой смазки, и только оставшуюся часть использовать как антифрик­ционный материал.

В производстве пластичные смазки применяют очень широко в различных подшип­никах качения, рессорах, ступицах колес автомобилей, тракторов, самоходных шасси, комбайнов, во многих узлах трения машин, в разнообразном оборудовании животноводческих ферм и т. д.

В соответствии с классификацией по ГОСТ пластичные смазки разделены на четыре группы: ан­тифрикционные, консервационные, уплотнительные и канатные. Наиболее обширная группа смазок — антифрикционные — предназначена для снижения износа и трения скольжения сопряженных деталей. Консервационные, или защитные смазки, предназначены для предотвращения коррозии металлических поверхностей при хранении и эксплуатации механизмов. Уплотнительные и канатные смазки в автотракторной технике используют ограни­ченно.

Кроме назначения и области, применения, в клас­сификационном обозначении смазок указывают тип загустителя, рекомендуемый температурный диапазон применения и консистенцию (густоту).

Загуститель обозначают первыми двумя буквами металла, входящего в состав мыла: Ка—кальциевые, На—натриевое, Ли—литиевое или смешанное—Ли-Ка—литиево-кальциевое. Рекомендуемый температурный ди­апазон применения указывает в виде дроби: в числите­ле уменьшенная в 10 раз, без знака минус минималь­ная, а в знаменателе—уменьшенная в 10 раз макси­мальная температура применения. Консистенцию смазки обозначают условным числом от 0 до 7.

Среди пластичных смазок наиболее распространены жировые и синтетические солидолы. Солидолы разли­чаются содержанием загустителя, а следовательно, температурным диапазоном работоспособности. Им присущи хорошие водостойкость и коллоидная стабильность. Жировые и синтетические солидолы обладают примерно одинаковыми эксплуатационными свойствами и взаимозаменяемы. Аналогичны свойствам смазки, однако при улучшенной термостойкости они менее влагостойки.

Коммерческое предложение