Прочие свойства дизельного топлива

От температуры вспышки дизельного топлива зави­сит пожароопасность при его транспортировании, хране­нии и применении, особенно в закрытых помещениях. Желательно, чтобы эта температура была возможно бо­лее высокой. Современное топливо выпускается облег­ченного фракционного состава и имеет довольно низкую температуру вспышки (35—40°С). Если двигатели ра­ботают в закрытых помещениях, нужно, чтобы температура вспышки была не ниже 65°С. Непосредственно на работу двигателя температура вспышки не влияет. Кос­венно же облегчение фракционного состава, вызываю­щее ее снижение, приводит к более резкому росту дав­ления, т. е. делает более жесткой работу двигателя.

При облегчении фракционного состава дизельного топ­лива, несомненно, увеличиваются ресурсы, однако нали­чие легких углеводородов, вызывает увеличение потерь при испарении, повышается жесткость работы двигате­ля, а главное топливо становится более огнеопасным.Прочие свойства дизельного топлива

Наличие механических примесей в топливе для быст­роходных дизелей не допускается. При небрежной пере­возке или хранений вместе с топливом в бак могут попадать различные примеси и во­да. Размеры частиц, количество и состав включений, по­падающих в топливо, разнообразны. Среди них могут быть частицы как органического, так и неорганического происхождения. Наибольший вред приносят абразивные загрязнения кристаллического строения — кварциты и глиноземы, имеющие высокую твердость, которые вызы­вают износ деталей топливо — проводящей аппаратуры. Так, прецизионные пары топливных насосов высокого давле­ния имеют ничтожно малые зазоры (1,5—2,5 мкм), поэтому даже небольшое количество неорганических приме­сей будет вызывать их абразивный износ, забивать топ­ливные фильтры, снижать производительность. При уве­личении зазоров плунжерных пар снижается цикловой заряд топлива, так как оно подтекает, ухудшается каче­ство распыла, нарушается регулировка топливного на­соса, наблюдаются перебои в работе двигателя и даже его остановки. Для обеспечения нормальной работы дви­гателя и удаления механических примесей дизельное топ­ливо перед заправкой машин необходимо фильтровать.

Основные неполадки, возникающие при эскплуатации дизельных двигателей, относятся к неисправностям в работе топливоподающей аппаратуры. На ее преждевре­менный ремонт и регулировки, вызванные износом дета­лей из-за применения топлива, содержащего механичес­кие примеси, затрачивается много средств.

Анализы большого количества проб дизельного топ­лива, отобранных по пути следования от распредели­тельной нефтебазы до бака маши­ны, показывают, что на каждом этапе резко увеличива­ется количество механических примесей.

Мельчайшие частицы воды, содержащейся в топли­ве, в холодное время года образуют кристаллы льда, при этом нарушается подача топлива и забиваются фильтры. Мутное топливо обязательно содержит воду. Если в топ­ливе есть вода и хотя бы ничтожные количества приме­сей, оно для работы в быстроходных дизельных двигате­лях непригодно. Поэтому необходимо полностью уда­лить воду и примеси и только после этого использовать топливо в двигателях.Химический состав топлива

Химический состав углеводородов, входящих в ди­зельной топливо, оказывает существенное влияние не только на процесс сгорания, но и на фильтруемость топ­лива. Некоторые соединения, особенно нафтеновые кислоты, снижают фильтруемость дизельного топлива, при этом забиваются фильтры тонкой очистки, а иногда об­разуются осадки и в фильтрах грубой очистки. В резуль­тате могут не работать фильтрующие элементы заправочных колонок, и тогда загрязненное топливо попада­ет в бак неочищенным.

Особенно ухудшается фильтрация в присутствии во­ды. В зимнее время вода, находящаяся в топливе, замер­зает и содержится в ней в виде мельчайших кристалли­ков льда, которые сами по себе могут забивать фильтры. В теплое время года нафтеновые кислоты и вода образу­ют мыла — студенистые рыхлые осадки, которые накап­ливаются на фильтрующих элементах. Следовательно, при очистке топлива для двигателей эти нежелательные соединения должны быть удалены.  Способность топлива предотвращать забивание филь­тров оценивают коэффициентом фильтруемости, который определяют в лаборатор­ных условиях на специальном приборе.

В дизельное топливо для увеличения производства в сравнительно небольшом количестве (не более 20%) добавляют продукты каталитического крекинга, в которых могут быть малостабильные углеводороды. Их концентрацию оценивают йодным числом, которым назы­вают количество йода в граммах, вступающего в реак­цию со 100 мл топлива (йод энергично реагирует с не­предельными углеводородами).

Коммерческое предложение