Сборка электрических машин
Окончательная сборка электрической машины производится из предварительно собранных комплектов и в основном сводится к закреплению щитов на статоре, к укреплению подшипников при помощи соответствующих крышек и к сборке зажимов. После этого производится электрическое испытание машины, проверка ее основных параметров и затем окраска, укрепление таблички и отправка на склад готовой продукции. Перед отправкой готовые машины упаковываются в соответствующую тару, чаше всего деревянную. Сборка электрических машин может производиться как на конвейерах с принудительным ритмом, так и конвейерах со свободным ритмом. В первом случае конвейерная лента должна быть разделена на соответствующие участки, на которые укладываются детали, или узлы, и ее скорость должна быть строго определенной и связанной с величиной ритма. Во втором случае конвейерная лента может иметь скорость, не зависящую от производственного ритма и лежащую обычно в пределах 3 м/мин. Лента при этом может быть также без каких-либо разметок. Организация сборки с применением конвейеров с принудительным ритмом является более совершенной, так как она вносит четкую организацию в процесс производства и способствует в связи с этим повышению производительности труда, поэтому такой способ сборки должен быть рекомендован для применения во всех случаях, когда это позволяют масштабы производства. Испытание электрических машин о современных массовых производствах также организуется на конвейере, причем сама испытуемая электрическая машина проходит различные стадии испытания, не будучи снимаема с основного конвейера. В этом случае только выборочные испытания машины проходят на отдельно стоящих стендах. Общая компоновка сборочного отделения. Учитывая сказанное, а также общие принципы организации массово-поточных производств, компоновка сборочного отделения выглядит следующим образом: к главному конвейеру, на котором производится окончательная сборка, должны примыкать отдельные конвейеры, на которых происходит сборка узлов. Это примыкание нужно понимать но обязательно как требование территориальной близости. Передача готовых узлов к соответствующим рабочим местам главного конвейера может осуществляться при помощи подвесных цепных транспортеров, и в данном случае требование обязательной территориальной близости необязательно. Однако, всякий чрезмерный территориальный разрыв неизбежно удлиняет указанные передающие устройства, а следовательно, увеличивает межоперационные заделы, необходимые оборотные средства и удлиняет производственный цикл. С другой стороны, следует помнить о том, что наличие комплектных заделов перед сборкой в любом массовом производстве является совершенно необходимым для того, чтобы обеспечить бесперебойную работу главного конвейера. В связи со сказанным, наиболее выгодным расположением отдельных производственных участков на электромашиностроительном предприятии будет следующее: механические отделения располагаются в заводских помещениях таким образом, чтобы пути транспортировок деталей, полуфабрикатов и узлов были минимальными. Готовые детали и отдельные узлы попадают в комплектовочный склад, через который производится питание сборочных конвейеров. Этот склад должен быть расположен по соседству со сборкой, так как таким путем обеспечивается лучшая гибкость всего производства. Узловая и окончательная сборка должны находиться в одном помещении с испытательным конвейером и непосредственно примыкать друг к другу. По соседству с последним должно находиться малярное отделение, причем последнее обычно, учитывая его вредность для здоровья окружающих рабочих и пожароопасность, выделяется в самостоятельное помещение, изолированное от смежных помещений огнестойкими перегородками. Следом за окраской располагается короткий конвейер для окончательной сборки и иногда упаковки.