Станки для обмоток

Трудоемкость чисто обмоточных работ чрезвычайно высока и составляет не менее 25—35% суммарной трудоемкости про­изводства электромашин. Это объясняется тем, что в этих ра­ботах относительно велика доля ручного труда, так как отсут­ствует необходимое специальное оборудование для выполне­ния обмоток. Сказанное касается, в первую очередь, обмотки статоров малых электрических двигателей, производство ко­торых, главным образом, рассматривается в данной роботе. Ясно, что одновременно с внедрением прогрессивной тех­нологии в механическую обработку, штамповку, изготовление сердечников, заливку и пр., является самой насущной необходи­мостью проведение широкой механизации обмоточных работ. Необходимо иметь в виду, что оборудование для механи­зации этих работ специализированными станкостроительными заводами не изготовляется и его производство может быть организовано лишь на самих электромашиностроительных за­водах. Ниже приводятся основные пути механизации обмоточных работ. По видам работ обмоточные станки разбиваются на до­вольно большое количество разновидностей, о части из кото­рых будет сказано ниже. Нормальное обмоточное оборудова­ние, описанное достаточно подробно в изданной литературе, в данном труде не упоминается. Станки для намотки полюсных катушек, для условий мас­сово-поточного производства подобные станки выполняются работающими по полуавтоматическому циклу, т. е. за рабочим остается заправка шаблона для намотки новой катушки и пуск станка. После намотки рабочий закрепляет витки, сни­мает катушку со станка и весь цикл повторяется снова. На­мотка производится на металлических шаблонах разъемного типа, состоящих из нескольких частей, взаимно сдвигающихся таким образом, что обеспечивается возможность легкого сня­тия катушки. Закладывание изоляции между слоями обмотки в тех конструкциях, где подобная изоляция предусматри­вается, производится автоматически, на ходу станка. Употребляемые в серийном производстве намоточные стан­ки снабжаются счетчиками числа оборотов, указывающими рабочему на необходимость останова стайка по достижении нужного числа витков. В массовом производстве станок дол­жен останавливаться самостоятельно, благодаря наличию смывального устройства. В этом случае счетчик служит лишь для контроля и для установки упоров станка в процессе его наладки. Станки для обмотки якорей и статоров. Известны две раз­новидности: вращающегося типа и со шпулями. Первый тип обладает рядом конструктивных преимуществ. Такие станки проще в изготовлении и более производительны в производ­стве, но одновременно обладают ограниченной областью применения, так как пригодны лишь для наматывания якорей двухполюсных электрических машин. Станки, работающие при помощи шпули, более универ­сальны, но зато значительно сложнее по своей конструкции и менее производительны, чем станки первого типа. Ввиду того, что объем производства электрических машин, требующих применения станков шпульного типа, сравнительно невелик, они пока не нашли себе достаточно широкого применения. Наряду с этим станки вращающегося типа длительное время с успехом применяются в производстве автотракторного электрооборудования. Применение станков приводит к сокращению трудоемкости намотки якоря по сравнению с ручной намоткой в 10 и более раз. Значительно сложнее осуществить станочную укладку секций статора, так как пазы расположены на внутренней поверхности. Поэтому метод вращения статора неприменим и должны применяться станки челночного типа. Кроме указанного основного оборудования, существует большое количество специальных станков и сложных приспособлений для механизации отдельных видов обмоточно-изоли­ровочных работ в области мелкого электромашиностроения: станки для изолировки катушек хлопчатобумажной лентой, станки для изолировки пазов якорей и статоров, станки для закрепления обмотки в пазах, станки дли изготов­ления секций, приспособления для проверки качества обмотки и пр. Конструкция каждою вида подобных станков и приспо­соблений является оригинальной и в значительной степени связана с конструкцией самой изготовляемой электрической машины. Пропитка и сушка обмоток. Для повышения электриче­ской прочности и стойкости против влияния среды, главным образом сырости, обмотки электрических машин подвергаются пропитке различными лаками с последующей сушкой. В условиях поточного производства для этой цели нужно применять конвейерные устройства. В последних навешанное на подвесной конвейер изделие проходит внутри камеры до­вольно сложный путь, на котором оно подвергается пропитке и выходит в готовом виде. Навеска подлежащих пропитке статоров производится слева, на торцевой части установки для чего в этом месте цепь, проносящая подвешиваемые навес изделия через все стадии пропитки и сушки, выходит за пределы камеры. Съем готовых статоров производится с противоположной стороны установки. При однократной пропитке подобные уста­новки получаются несколько более простыми. Для удобства обслуживания ванны с лаком иногда выносятся за пределы сушильной камеры. Некоторым недостатком конвейерных пропиточно-сушильных установок является их пожарная опасность, происходя­щая вследствие значительного объема лаков и паров раство­рителя, сосредоточенного в сравнительно небольшом объеме камеры. Для борьбы с этой опасностью необходимо так рас­полагать нагревательные элементы, чтобы они были полно­стью защищены от попадания на них капель лака, и рассчи­тывать их таким образом, чтобы в процессе работы температура элементов была бы несколько меньшей температуры вспышки паров растворителя. Наиболее целесообразным является применение отдельно стоящего калорифера, служащего для нагревания подаваемого в камеру воздуха. При таком устройстве для обеспечения максимальной эффективности ра­боты установки и уменьшения тепловых потерь чаще всего применяется рециркуляционная система подогрева. В этом случае отсасываемый из камеры воздух снова прогоняется че­рез калорифер и камеру. Для того чтобы не допустить чрезмерной концентрации паров растворителя в циркулирующем таким образом воздухе, что может представить определенную пожарную опасность часть засоренного воздуха отводится в атмосферу, а соответствующее количество свежего воздуха-засасывается и поступает в калорифер. Описанная система обогревания сушильно-пропиточных установок обладает определенными преимуществами, так как способствует существенному уменьшению тепловых расходов, пожаробезопасна, позволяет легко наладить рекуперацию па­ров растворителя и весьма эффективна в работе. В заключение следует сделать еще одно замечание о воз­можном повышении производительности труда на обмоточных работах, сохраняя в основном существующие способы произ­водства. В наиболее массовом виде производств малых электрических машин—производстве асинхронных электрических двигателей, намотка статора связана с наибольшими трудо­выми затратами. Обычно изолировка пазов статора, укладки секций в пазы и соединение всех выводов производятся од­ним рабочим, что оказывается малоэффективным. При расчле­нении указанных работ на отдельные операции, число которых должно определяться в зависимости от конкретного объема производства, закреплении за операциями отдельных рабочих, передаче изделий при помощи конвейера, возле которого рас­полагаются рабочие места обмотчиков можно снизить сум­марную трудоемкость обмоточных работ по статорам примерно в 1,5 раза. Следует также иметь в виду, что, применяя для обмотки провод с повышенным качеством эмали, оказывается возмож­ным отказаться от какой-либо дополнительной хлопчатобу­мажной изоляции, что одновременно полностью позволяет из­бежать необходимости в пропитке. Значение этого момента в массовом производстве нормальных электрических машин трудно переоценить, так как таким путем не только сущест­венно снижается себестоимость изготовления электрической машины, но и освобождаются значительные производственные площади, занятые обычно под пропиточно сушильным обору­дованием.

Возможно, Вас так же заинтересует:
Коммерческое предложение