1. Главная страница
  2. /
  3. Снижение расхода...

Снижение расхода моторных масел

При существующей системе замены масла нужно стре­миться к тому, чтобы при рекомендованных сроках рас­ход смазочных материалов был наименьшим, с обяза­тельным условием сохранения ходового ресурса техники.

Вопросам увеличения сроков службы масел постоян­но уделяется самое серьезное внимание. Это и понятно, так как при каждой замене из системы смазки в зави­симости от типа двигателя сливается 6—40 кг масла (а иногда и больше) и столько же заливается свежего. Естественно, что чем реже это делать, тем меньше будет его расход. Несколько лет назад масло в двигателях сменяли через каждые 120 ч работы. В на­стоящее время, несмотря на резкое повышение тепло напряженности современных двигателей, а значит и ужесточение условий работы масел, их меняют через 240 ч, а в ряде случаев и через 480 ч. Это стало возмож­ным благодаря внедрению моторных масел групп В и Г, а также широкому применению топлива с невысоким со­держанием серы (до 0,5%).

Снижение расхода моторных масел

Повышение качества применяемых моторных масел — это только один из путей увеличения периодич­ности их замены. Не менее важен и другой: улучшение степени очистки масла в двигателях. Практически на всех современных дизелях устанавливают полнопоточные реактивные маслоочистители (центрифуги). Их при­менение по сравнению с фильтрами тонкой и грубой очистки позволило значительно улучшить качество очист­ки. Однако и центрифуги полностью задержать все продукты старения и загрязнения не могут. Если размер час­тиц меньше 3—5 мкм, то они не задерживаются, а цирку­лируют по смазочной системе. Мелкие абразивные приме­си повышают износ, а органические — увеличивают ско­рость нагарообразования. Поэтому разрабатывают но­вые типы центрифуг, устанавливают дополнительные фильтры, применяют ультразвуковую обработку, но до сих пор в производстве еще нет надежных систем, ко­торые позволили бы проводить достаточно полную очист­ку масла в двигателе. Когда будут внедрены эффектив­ные системы очистки, то при использовании высокока­чественных масел реальным станет сезонный срок их службы, т. е. менять его нужно будет только при пере­ходе с зимней эксплуатации на летнюю, и наоборот, ког­да смена все равно необходима.

Повысить срок замены масла можно, поддерживая в течение всего времени его работы требуемое количество присадок. Так, предложен режим смазки, при котором через каждые 120 ч. работы двигателя добавляют только присадки, а масло работает без смены 960 ч. Возможен и другой способ: доливать в двигатель масло с большей, чем требуется, концентрацией присадок. Однако эти ме­тоды связаны с серьезными организационными трудно­стями.

И наконец, срок службы масла можно увеличить, если усовершенствовать конструкцию смазочной системы двигателей. В частности разработана конструкция дви­гателей с замкнутой системой смазки. В картер таких двигателей сразу заливают масло в количестве, доста­точном для работы двигателя в течение сезона. В результате снижается скорость окисления, значительно медленнее срабатываются присадки, а главное резко уменьшается загрязнение масла.

Комплекс проведенных мероприятий, обеспечиваю­щих повышение сроков замены моторных масел, позво­лил в масштабах страны получить значительную эконо­мию за счет существенного сокращения расхода дефицитных нефтепродуктов и снижения затрат на тех­ническое обслуживание тракторов. Однако дальнейшее повышение сроков смены становится малоэффективным без значительного сокращения расхода масла в двига­теле на угар.

В результате совершенствования конструкции цилиндропоршневой группы, смазочной системы, улучше­ния материалов и технологии изготовления поршневых колец в выпускаемых промышленностью тракторных и комбайновых дизелях угар масла снижен до 0,8% по отношению к расходу топлива. Предусмотрено его даль­нейшее снижение до 0,5%.

Работоспособность моторных масел в значительной степени зависит от емкости смазочной системы. При ма­лом удельном (на единицу мощности двигателя) количе­стве масла ускоряются процессы его старения, увеличивается скорость нагарообразования и износа. Если емкость картера завышена, то непроизводительно рас­ходуется большое количество масла. В дизелях  тракторов количество масла, приходящегося на единицу мощности, постоянно уменьшается. Одновремен­но со снижением угара дальнейшее уменьшение удельной емкости смазочной системы и улучшение качества масел позволит значительно сократить расход смазочных материалов, а также снизить стоимость эксплуатации машин.