При существующей системе замены масла нужно стремиться к тому, чтобы при рекомендованных сроках расход смазочных материалов был наименьшим, с обязательным условием сохранения ходового ресурса техники.
Вопросам увеличения сроков службы масел постоянно уделяется самое серьезное внимание. Это и понятно, так как при каждой замене из системы смазки в зависимости от типа двигателя сливается 6—40 кг масла (а иногда и больше) и столько же заливается свежего. Естественно, что чем реже это делать, тем меньше будет его расход. Несколько лет назад масло в двигателях сменяли через каждые 120 ч работы. В настоящее время, несмотря на резкое повышение тепло напряженности современных двигателей, а значит и ужесточение условий работы масел, их меняют через 240 ч, а в ряде случаев и через 480 ч. Это стало возможным благодаря внедрению моторных масел групп В и Г, а также широкому применению топлива с невысоким содержанием серы (до 0,5%).
Повышение качества применяемых моторных масел — это только один из путей увеличения периодичности их замены. Не менее важен и другой: улучшение степени очистки масла в двигателях. Практически на всех современных дизелях устанавливают полнопоточные реактивные маслоочистители (центрифуги). Их применение по сравнению с фильтрами тонкой и грубой очистки позволило значительно улучшить качество очистки. Однако и центрифуги полностью задержать все продукты старения и загрязнения не могут. Если размер частиц меньше 3—5 мкм, то они не задерживаются, а циркулируют по смазочной системе. Мелкие абразивные примеси повышают износ, а органические — увеличивают скорость нагарообразования. Поэтому разрабатывают новые типы центрифуг, устанавливают дополнительные фильтры, применяют ультразвуковую обработку, но до сих пор в производстве еще нет надежных систем, которые позволили бы проводить достаточно полную очистку масла в двигателе. Когда будут внедрены эффективные системы очистки, то при использовании высококачественных масел реальным станет сезонный срок их службы, т. е. менять его нужно будет только при переходе с зимней эксплуатации на летнюю, и наоборот, когда смена все равно необходима.
Повысить срок замены масла можно, поддерживая в течение всего времени его работы требуемое количество присадок. Так, предложен режим смазки, при котором через каждые 120 ч. работы двигателя добавляют только присадки, а масло работает без смены 960 ч. Возможен и другой способ: доливать в двигатель масло с большей, чем требуется, концентрацией присадок. Однако эти методы связаны с серьезными организационными трудностями.
И наконец, срок службы масла можно увеличить, если усовершенствовать конструкцию смазочной системы двигателей. В частности разработана конструкция двигателей с замкнутой системой смазки. В картер таких двигателей сразу заливают масло в количестве, достаточном для работы двигателя в течение сезона. В результате снижается скорость окисления, значительно медленнее срабатываются присадки, а главное резко уменьшается загрязнение масла.
Комплекс проведенных мероприятий, обеспечивающих повышение сроков замены моторных масел, позволил в масштабах страны получить значительную экономию за счет существенного сокращения расхода дефицитных нефтепродуктов и снижения затрат на техническое обслуживание тракторов. Однако дальнейшее повышение сроков смены становится малоэффективным без значительного сокращения расхода масла в двигателе на угар.
В результате совершенствования конструкции цилиндропоршневой группы, смазочной системы, улучшения материалов и технологии изготовления поршневых колец в выпускаемых промышленностью тракторных и комбайновых дизелях угар масла снижен до 0,8% по отношению к расходу топлива. Предусмотрено его дальнейшее снижение до 0,5%.
Работоспособность моторных масел в значительной степени зависит от емкости смазочной системы. При малом удельном (на единицу мощности двигателя) количестве масла ускоряются процессы его старения, увеличивается скорость нагарообразования и износа. Если емкость картера завышена, то непроизводительно расходуется большое количество масла. В дизелях тракторов количество масла, приходящегося на единицу мощности, постоянно уменьшается. Одновременно со снижением угара дальнейшее уменьшение удельной емкости смазочной системы и улучшение качества масел позволит значительно сократить расход смазочных материалов, а также снизить стоимость эксплуатации машин.