Топливо для быстроходных дизелей
Основную массу топлива для быстроходных дизельных двигателей вырабатывают из сернистой нефти. Сравнительно небольшое количество (до 20%) получают из малосернистых. Дизельное топливо — это продукт прямой перегонки нефти с добавлением компонентов каталитического крекинга. Повышение моторесурса дизельных двигателей неразрывно связано со снижением содержания серы в топливе. Используя гидроочистку, даже из сернистой нефти, получают топливо, содержащее 0,15—0,20% S.
Дизельное топливо вырабатывают пяти сортов: летнее, зимнее, северное, арктическое, специальное. Если топливо получено из малосернистой нефти, его маркируют двумя буквами, например ДЛ — дизельное летнее. В этом топливе количество серы не превышает 0,2%. Если топливо вырабатывают из сернистой нефти, его маркируют одной буквой, например 3 — зимнее и выпускают двух подгрупп: первая с содержанием серы до 0,2%, а вторая—0,21—0,5%, исключение составляет северное топливо, маркируемое двумя буквами — ЗС. (Специальное топливо имеет ограниченное применение в хозяйстве, поэтому здесь не рассматривается.)
Буквы в марках дизельного топлива указывают: Л— летнее, используется при температуре окружающего воздуха выше 0° С; 3 — зимнее, должно применяться при температуре —20° С и выше; при более низкой температуре (до —30° С) используют ЗС — зимнее северное; А — арктическое, работоспособно до —50° С. Обычно в марке кроме буквы указывают цифру, которая характеризует содержание серы в процентах, например топливо летнее JI-0,5.
В летнее время в хозяйство может поступать топливо с содержанием серы до 1,0%, что обязательно указывают в паспорте качества. В тех случаях, когда используется дизельное топливо с высоким содержанием серы, нужно применять более качественные моторные масла (с большим содержанием присадок).
Топливо, вырабатываемое из малосернистой нефти, выпускают четырех марок: ДЛ — дизельное летнее, температура застывания до —10° С; ДЗ — дизельное зимнее, температура застывания — 45° С; ДА — дизельное арктическое, температура застывания — 60° С; ДС — дизельное специальное. Все эти марки имеют более высокую вязкость и температуру вспышки, чем вырабатываемые из сернистой нефти. Содержание серы в них не превышает 0,2%. Остальные показатели качества примерно такие же, как и у топлива, получаемого из сернистой нефти.
Несмотря на то, что летние сорта взаимозаменяемы для летней эксплуатации, а зимние — для зимней, топливо с меньшим содержанием серы имеет более высокие эксплуатационные свойства, поэтому его лучше использовать в теплонапряженных двигателях. В легковых автомобилях, тракторах, комбайнах, грузовых автомобилях, применяют только быстроходные дизельные двигатели. Все перечисленные марки в соответствии с климатическими условиями пригодны для этих двигателей.