Трансмиссионные масла

Область применения трансмиссионных масел чрезвы­чайно широка. Их используют в коробках передач, ве­дущих мостах, бортовых передачах, раздаточных коробках, механизмах рулевого управления тракторов, комбайнов, самоходных шасси, автомобилей. Все эти агрегаты представляют собой зубчатые передачи: цилин­дрические, конические, гипоидные и др. Большинство зубчатых передач смазывают способом окунания и раз­брызгивания масла, находящегося в картере. В отдель­ных случаях одновременно с разбрызгиванием масло подается насосом к подшипникам и зубьям шес­терен.

Основное назначение трансмиссионных масел то же, что и моторных: снижение износа трущихся сопряже­ний уменьшение затрат энергии на преодоление трения, отвод тепла от деталей и предохранение их от коррозии. Кроме того, трансмиссионные масла должны снижать действие ударных нагрузок, уменьшать шум и вибрацию шестерен, уплотнять зазоры в сальниках и различных соединениях.

Трансмиссионные масла

В автомобильном строении все шире внедря­ются гидротрансмиссии, в которых масло служит рабо­чей средой, передающей крутящий момент от двигателя на ведущие системы машин. Кроме того, специальными трансмиссионными маслами заполняют различные ре­гулирующие приспособления.

Условия работы трансмиссионных масел существенно отличаются от тех, в которых применяют моторные мас­ла. Прежде всего, трущиеся поверхности деталей зубча­тых конических, цилиндрических, червячных передач подвергаются действию значительно более высоких, чем двигатели, удельных нагрузок: до 1500—2000 МПа  (15 000—20000 кгс/см2), а в гипоидных передачах даже до 4000 МПа (40000 кгс/см2). Зато скорости скольжения, (не более 2,5—3,0 м/с) и рабочая температура (пример­но 80—100°С) в трансмиссиях значительно ниже. Уве­личение мощности двигателей и более тяжелые режимы эксплуатации машин приводят к росту рабочей темпе­ратуры в агрегатах трансмиссии, поэтому иногда она повышается до 125—140°С. Такова температура масла в объема, а в местах контакта зубчатых зацеплений в результате кратковременного местного нагрева она мо­жет быть 250°С и выше. При этом возможно не только интенсивное, окисление, но и термическое разрушение углеводородов масла.

Свойства масел, обеспечивающие пуск, в очень боль­шой степени зависят от температуры окружающего воз­духа. Перед началом работы машины, особенно после ночной стоянки, температуры масла и окружающей сре­ды равны. В холодное время года в картере трансмис­сии находится очень густое, а часто застывшее масло. Чтобы провернуть шестерни, нагреть и размешать масло, нужно затратить большие усилия. Проходит значитель­ное время, пока в системе установится рабочая температура. Весь этот период к зубчатым зацеплениям мас­ло поступает в ограниченном количестве. Но и после прогрева из-за высоких удельных нагрузок обычно наб­людается граничное, а не жидкостное трение, что может привести к задиру и крошению шестерен.

Для обеспечения быстрого пуска зимой при отрица­тельной температуре необходимы низкие вязкость и температура застывания. В то же время при устано­вившемся рабочем режиме вязкость должна быть достаточной для предотвращения износа при больших контактных нагрузках.

Несмотря на большое разнообразие трансмиссион­ных масел к ним предъявляются общие эксплуатацион­ные требования. Необходимо, чтобы они обладали до­статочными противоизносными и противозадирными свойствами (высокая смазывающая способность — об­разование прочных пленок на зубчатых зацеплениях); имели хорошие вязкостно-температурные свойства, а также нужную температуру застывания (обеспечение легкого запуска при отрицательной температуре, быст­рый выход агрегата на режимную работу и надежное смазывание трущихся пар); возможно меньше меняли свойства под действием температуры и времени; не содержали абразивных механических примесей и воды, а также коррозионно-активных соединений (снижение механического и химического износа деталей) и не разрушали резиновых уплотнений.

Из этих требований наибольшее значение имеют вы­сокие противозадирные и противоизносные свойства, для улучшения которых вводят присадки. При высокой кон­тактной температуре активные элементы присадок на поверхностях трения образуют пленки, обладающие более высокой по сравнению с основным металлом пластичностью и износостойкостью.

В зависимости от условий применения трансмисси­онные масла можно разделить на четыре большие груп­пы:

а)      масла (обычно без присадок), предназначенные для малонагруженных цилиндрических и конических зубчатых передач коробок скоростей, задних мостов, бортовых передач и других агрегатов трансмиссий трак­торов и автомобилей, работающих при контактных напряжениях до 1000 МПа и температуре до 90°С;

б)      масла, содержащие противоизносные присадки, рекомендуются для конических зубчатых передач, ра­ботающих при действии удельных нагрузок до 2000 МПа  и температуре до 120°С;

в)      масла с противозадирными присадками, — выпус­каемые для тяжело нагруженных спирально-конических, червячных передач и других агрегатов трансмиссий большегрузных автомобилей (температура выше 120°С, нагрузка выше 2000 МПа);

г)       специальные масла, содержащие эффективные противозадирные присадки, для гипоидных передач грузовых и легковых автомобилей.

В зависимости от климатических условий вырабаты­ваются различные сорта трансмиссионных масел: лет­ние, зимние, всесезонные, северные и арктические. Для трансмиссий тракторов и автомобилей используют в основном масла вязкостью 14—20 сСт при 100°С летом и около 10 сСт зимой. Наибольшее распространение наш­ли трансмиссионные масла с противоизносными и противозадирными присадками, эксплуа­тационные свойства которых обеспечивают надежную работу современных конструкций тракторных агрегатов.

Рекомендуем трансмиссионное масло mobil заказывать в компании АвтоОил Москва .
Коммерческое предложение