Подъемное и такелажное оборудование
Подъемные краны при прокладке трубопроводов используют для разгрузки поступающих на строительную площадку материалов, конструкций и оборудования и их погрузки на транспортные средства, складирования и перемещения материалов и изделий в зону монтажа и собственно монтажа трубопроводов.
Производительность труда на строительно-монтажных и погрузочно-разгрузочных работах зависит от правильного выбора кранов в соответствии с их основными техническими данными (параметрами): грузоподъемностью, грузовым моментом, длиной и вылетом стрелы, высотой подъема крюка, скоростью подъема груза, скоростью передвижения крана своим ходом и вращения поворотной части крана, массой крана и его габаритами.
Наиболее широко на строительстве наружных трубопроводов применяют стреловые самоходные краны и краны-трубоукладчики.
Стреловые самоходные краны делятся на гусеничные, автомобильные и пневмоколесные.
Гусеничные краны обладают большой грузоподъемностью, имеют гусеничный ход, в результате чего они могут передвигаться на любых дорогах.
Автомобильные краны широко применяют при монтаже трубопроводов в городских условиях благодаря их большой мобильности, маневренности и большой скорости передвижения.
Пневмоколесные краны имеют ряд преимуществ перед гусеничными и автомобильными, поскольку они достаточно мобильны и грузоподъемные.
Краны-трубоукладчики предназначены для перемещения и опускания труб в траншею, для удерживания конца труб при сварке стыка, а также для различных погрузочно-разгрузочных работ на строительной площадке. Краны обладают хорошей проходимостью и грузоподъемностью до 35 т.
Лебедки. Для подъема и перемещения различных грузов и оборудования используют ручные и электрические лебедки.
Ручные лебедки служат для перемещения груза на небольшие расстояния. Грузоподъемность этих лебедок от 1,28 до 8 т. Электрические лебедки приводятся в движение через специальный (обычно червячный) редуктор. Эти лебедки изготовляют с гладкими барабанами для многослойной навивки каната.
Стропы — устройство для подвешивания грузов к крюкам, скобам, траверсам. Строп — это отрезок каната или цепи, замкнутый в кольцо или образующий петлю. Стропы, оборудованные автоматическим устройством для захвата и освобождения груза называются автоматическими стропами.
Стропы, изготовляемые из стальных канатов, бывают простейшие, универсальные, облегченные. Наиболее широко применяют облегченные, на концах которых находятся петли для коушей или крюков, и универсальные стропы, изготовленные в форме замкнутой петли.
Чтобы предохранить стропы от повреждений, в местах их изгибов (при обжатии острых граней груза) устанавливают деревянные или металлические инвентарные подкладки.
Для монтажа конструкций, оборудования и деталей облегченный строп (или несколько стропов) присоединяют к кольцу, навешиваемому на крюк крана, и получают грузозахватное устройство.
Грузы стропят также специальными грузозахватными приспособлениями — траверсами, которые используют при одновременной строповке длинномерных грузов, в нескольких местах, и захватами.
Кроме стропов, выполненных из стальных канатов, применяют цепные стропы, которые могут быть одно-, двух-, трех- и четырехветвеные. Цепные стропы, изготовляемые из сварных стальных цепей, соединяются с крюком грузоподъемного механизма.
Домкраты. Для вспомогательных работ, подъема, опускания или перемещения грузов на небольшие расстояния применяют домкраты. По конструкции домкраты подразделяют на винтовые, реечные, клиновые и гидравлические; последние при монтаже трубопроводов не используют.
Винтовые домкраты имеют грузоподъемность от 3 до 20 т. Груз поднимают вращением винта, движущегося во втулке с резьбой с помощью рукоятки или ломика, который вставляется в специальные отверстия головки, свободно насаженной на винт.
Реечные домкраты имеют грузоподъемность от 3 до 5 т. Домкрат состоит из корпуса, в котором помещена выдвижная зубчатая рейка с лапой. Вращением рукоятки через систему зубчатых колес приводят во вращение звездочку (шестерню), которая работает в паре с зубчатой рейкой, поднимая или опуская ее. Насечка на вращающейся головке обеспечивает более прочное сцепление домкрата с грузом.
Клиновые домкраты, предназначенные для подъема груза на малую высоту при выверочных работах, имеют грузоподъемность 5 и 10 т. Установив домкрат на надежное основание так, чтобы подъемная плита вплотную подходила под поднимаемый груз, вращают винт. При этом клин, соединенный с винтом, передвигается и скользит по нижней наклонной плоскости плиты, которая поднимается вместе с лежащим на ней грузом. При подъеме груза верхняя плоскость плиты остается горизонтальной.