Подготовка строительного объекта к прокладке трубопроводов
Наружные трубопроводы относятся к сооружениям, укладываемым, как правило, в земле. Поэтому в первую очередь производятся земляные работы.
Таким образом, подготовка объекта к строительству трубопроводов сводится в основном к выполнению работ, обеспечивающих беспрепятственное разрытие траншей и котлованов.
До начала основных работ по строительству наружных трубопроводов на объекте должны быть: выполнены временные дороги; построены бытовые здания, закрытые склады и коммуникации для нужд строительства; вскрыты и при необходимости переложены подземные коммуникации; разбита и закреплена трасса; ограждена строительная площадка с установкой предупредительных знаков; расчищена полоса для прокладки трубопроводов; разобраны дорожные одежды; выполнены планировочные работы; подготовлены складские площадки к приему материалов, оборудования и изделий; забурены стальные трубы или забиты металлические балки (для крепления стенок траншей и котлованов); отогрет грунт (в зимних условиях).
Своевременное выполнение подготовительных работ гарантирует ритмичность прокладки трубопроводов, технологическую последовательность рабочих процессов, способствует снижению стоимости строительства в целом.
Строительство временных дорог. Для подъезда транспорта и строительных машин к местам прокладки трубопроводов и складирования материалов наряду с использованием существующих постоянных дорог строят временные дороги, которые должны обеспечивать беспрепятственный подъезд машин с грузом. Временные дороги могут быть с двух- или односторонним движением, грунтовыми или выложенными бетонными или железобетонными дорожными плитами с трехкратной оборачиваемостью. При необходимости предусматривается кольцевой проезд для автомашин с прицепами и полуприцепами, груженными длинномерными материалами.
На дорогах устанавливают указатели проездов к местам приемки материалов с обозначением организации, производящей приемку.
Строительство бытовых зданий, закрытых складов и коммуникаций для нужд строительства. Бытовые здания обычно строят сборно-разборные из легко монтируемых и демонтируемых инвентарных конструкций заводского изготовления.
Бытовые здания должны быть оборудованы гардеробными, сушилками для одежды, душевыми, умывальниками, санитарно-техническими узлами, быть просторными, светлыми, удобными. В качестве нагревательных приборов систем отопления применяют водяные и электрические радиаторы, конвекторы, нагревательные панели и отражательные переносные печи.
Чтобы избежать затопления помещений бытовых зданий и складов поверхностными водами, необходимо при выборе места их строительства учитывать рельеф местности, а также устраивать лотки, канавы и отсыпки грунта.
Бытовые здания и склады строят в безопасных в пожарном отношении местах, с удобным подходом и подъездом и возможно ближе к месту производства строительно-монтажных работ.
В качестве бытовых помещений используют также передвижные фургоны на колесах. Преимущество их по сравнению со стационарными зданиями — маневренность, что в условиях городского строительства трубопроводов имеет большое значение. Недостаток — фургоны рассчитаны, на бригаду небольшого состава.
В закрытых складах хранят материалы, оборудование, изделия для нужд строительства, на которые вредно влияют атмосферные осадки, солнечные лучи и пр.
Временные коммуникации (водопровод, тепловые сети, канализация, линии электросети) устраивают для обеспечения бытовых зданий горячей и холодной водой, электроосвещением. При необходимости прокладывают электрические линии для питания оборудования, используемого на строительной площадке.
Вскрытие и перекладка подземных коммуникаций. Перед разрытием траншей и котлованов все подземные коммуникации, попадающие в участок разрытия или находящиеся в непосредственной близости от мест выемки грунта, должны быть вскрыты. Контрольное шурфование обеспечивает сохранность коммуникаций и позволяет максимально использовать землеройные машины вблизи подземных коммуникаций.
Коммуникации вскрывают с помощью лопат, без применения ударных инструментов. При вскрытии коммуникаций должен присутствовать представитель эксплуатационной организации. Места вскрытия ограждают и устанавливают знаки, указывающие назначение вскрытых коммуникаций. В ночное время эти места освещаются. В зимних условиях принимают меры, предохраняющие вскрытые коммуникации от промерзания.
После вскрытия коммуникаций (как и перед их засыпкой) представитель эксплуатационной организации должен осмотреть коммуникации и определить их техническое состояние. При необходимости действующие коммуникации, пересекающие прокладываемый трубопровод или расположенные параллельно ему на расстоянии, недопустимом по нормам, перекладывают. Перекладка коммуникаций выполняется по проекту.
Разбивка и закрепление трассы. Перед прокладкой трубопроводов производят разбивку трассы: с проекта на натуру переносят ось проектируемого трубопровода, закрепляя на местности знаки в местах поворотов трассы, размещения камер и колодцев.
В местах пересечения прокладываемого трубопровода с существующими подземными коммуникациями (телефон, электрокабель, газопровод) устанавливают специальные знаки — металлические штыри или деревянные колышки, которые фиксируются (привязываются) к постоянным ориентирам (зданиям и сооружениям).
При прокладке трубопроводов на мачтах или эстакадах размечают места выемки грунта под фундаменты опор.
При пересечении прокладываемыми трубопроводами улиц, площадей, трамвайных или железнодорожных путей закрытым способом (без разрытия траншей) обозначают места разработки котлованов, в которых устанавливают оборудование для щитовых проходок, продавливания или прокалывания труб (футляров).
Когда произведена разбивка трассы, размечают контуры траншей и котлованов, а также границы разборки дорожных одежд. Контуры обсыпают мелом, известью или шлаком. Если дорожные одежды отсутствуют, то границы разрытия размечают посредством забивки колышков по наружным габаритам траншей и котлованов.
Устройство ограждений. Согласно правилам техники безопасности строительная площадка, расположенная в городе или другом населенном пункте, должна быть ограждена.
Трасса трубопроводов на всем протяжении ограждается с двух сторон инвентарными щитами с установкой предупредительных знаков стандартного типа. В местах интенсивного движения транспорта и пешеходов на ограждении должны быть установлены красные фонари. Люки, водосточные решетки, лотки, ограждают таким образом, чтобы обеспечивался свободный подход к ним. Места складирования материалов, если они вынесены за общее ограждение траншей и котлованов, также ограждаются. Кроме того, ограждают деревья и кустарники.
Ограждение, устанавливаемое на хорошо спланированном основании, делают сплошное, без просветов, высотой не менее 1,2 м. Щиты ограждения окрашивают и на них указывают наименование организации, выполняющей работы.
Щитовые ограждения удобны при сборке и разборке, их легче транспортировать, оборачиваемость их выше, чем оборачиваемость ограждений, выполненных из отдельных досок непосредственно на месте их установки.
Ограждения разбирают только после окончания всех работ на строительной площадке.
Ширина ограждаемой полосы строительства зависит от ширины рабочей зоны, которая определяется с учетом поперечного сечения траншей и котлованов, отвалов грунта, размещения вдоль трассы материалов, установки землеройных машин и грузоподъемных кранов.
Расчистка полосы для прокладки трубопроводов. При расчистке полосы в зависимости от местных условий разбирают (иногда сносят) строения, переносят воздушные электролинии, пересаживают или вырубают зеленые насаждения.
Ширина расчистки трассы должна быть достаточной для установки землеройных машин, размещения вдоль трассы труб и других строительных материалов, установки и возможности безопасной работы грузоподъемных кранов, т. е. обеспечивать рабочую зону.
Разборка дорожных одежд. Размечать к разборке, а затем разбирать (разрушать) дорожные одежды следует в заданных пределах, так как завышение объема разборки приводит к неоправданным затратам на разборку и восстановление. При занижении объема разборки верхние слои дорожных одежд могут нависать над траншеями и котлованами, что опасно для производства строительно-монтажных работ.
Ширина вскрытия дорожных одежд принимается при асфальтобетонном покрытии по бетонному основанию на 10 см больше ширины траншеи поверху с каждой ее стороны, при других конструкциях дорожных одежд — на 25 см.
Материалы от разборки дорожных одежд — булыжный и бортовой камни, брусчатые шашки — используют при восстановлении покрытий дорог. Эти материалы складируют в стороне от мест разборки, а в случае необходимости (из-за стесненных условий строительства) вывозят с объекта в места, указанные службой эксплуатации дорожного хозяйства, с последующим возвратом на восстановление дорожных одежд.
Дорожные одежды разбирают механизированным способом. При небольших объемах работ применяют пневматические инструменты: отбойные молотки, работающие от стационарных или передвижных компрессорных станций, и электромолотки. При значительных объемах работ используют автобетоноломы, рыхлители на базе трактора, землеройно-фрезерные машины и экскаваторы с обратной лопатой.
Автобетоноломом или рыхлителем разрушают асфальтобетонные покрытия на бетонном основании толщиной 20 см. ЗФМ применяют при разрушении асфальтобетонных и булыжных покрытий, а также при разработке мерзлых грунтов, устройстве корыта при восстановлении дорог, рыхлении твердых пород, расчистке трассы от мусора и снега, засыпке траншей и котлованов, планировочных работах.
Чтобы ограничить зону разбираемого покрытия, по контуру траншеи или котлована пневматическими молотками прорубают или баровыми установками прорезают борозды.
Для восстановления дорожных одежд кромки асфальтобетонного покрытия выравнивают пневматическими молотками таким образом, чтобы снятое покрытие в плане имело прямоугольное очертание.
Планировочные работы, подготовка складских площадок к приему материалов, оборудования и изделий. Планировочные работы — подсыпка или срезка грунта — в зоне строительства выполняют в основном в районах новой застройки.
Площадки для складирования материалов располагают в местах, удобных для подъезда кранов и транспорта. Они должны быть спланированы, защищены от затопления поверхностными водами, максимально приближены к месту производства строительно-монтажных работ.
Материалы складируют с учетом их первоочередной потребности. При этом должен быть обеспечен свободный подход и подъезд к оборудованию, конструкциям и изделиям.
Забуривание стальных труб или забивка металлических балок. Если из-за стесненных условий работы разработка траншей и котлованов с откосами невозможна, при этом глубина разрытий значительная, то для крепления вертикальных стенок траншей и котлованов забуривают металлические трубы или забивают балки. Для этого перед выемкой грунта определяют границы разрытия траншей и котлованов, вдоль которых забуривают трубы или забивают балки.
Забуривание труб или забивка балок — трудоемкая дорогостоящая работа, поэтому применяют этот вид крепления в исключительных случаях.