Подготовка строительного объекта к прокладке трубопроводов

Наружные трубопроводы относят­ся к сооружениям, укладываемым, как правило, в земле. Поэтому в первую очередь производятся земляные рабо­ты.

Таким образом, подготовка объекта к строительству трубопроводов сводится в основном к выполнению работ, обеспечивающих беспрепятственное разрытие траншей и котлованов.

До начала основных работ по строительству наруж­ных трубопроводов на объекте должны быть: выполнены временные дороги; построены бытовые здания, закрытые склады и коммуникации для нужд строительства; вскрыты и при необходимости переложены подземные коммуникации; разбита и закреплена трасса; ограждена строительная площадка с установкой предупредительных знаков; расчищена полоса для прокладки трубопрово­дов; разобраны дорожные одежды; выполнены плани­ровочные работы; подготовлены складские площадки к приему материалов, оборудования и изделий; забурены стальные трубы или забиты металлические балки (для крепления стенок траншей и котлованов); отогрет грунт (в зимних условиях).

Своевременное выполнение подготовительных работ гарантирует ритмичность прокладки трубопроводов, технологическую последовательность рабочих процес­сов, способствует снижению стоимости строительства в целом.

Строительство временных дорог. Для подъезда транс­порта и строительных машин к местам прокладки тру­бопроводов и складирования материалов наряду с ис­пользованием существующих постоянных дорог строят временные дороги, которые должны обеспечивать бес­препятственный подъезд машин с грузом. Временные дороги могут быть с двух- или односторонним движени­ем, грунтовыми или выложенными бетонными или желе­зобетонными дорожными плитами с трехкратной обора­чиваемостью. При необходимости предусматривается кольцевой проезд для автомашин с прицепами и полу­прицепами, груженными длинномерными материалами.

На дорогах устанавливают указатели проездов к местам приемки материалов с обозначением организа­ции, производящей приемку.

Строительство бытовых зданий, закрытых складов и коммуникаций для нужд строительства. Бытовые здания обычно строят сборно-разборные из легко монтируемых и демонтируемых инвентарных конструкций заводского изготовления.

Бытовые здания должны быть оборудованы гарде­робными, сушилками для одежды, душевыми, умываль­никами, санитарно-техническими узлами, быть простор­ными, светлыми, удобными. В качестве нагревательных приборов систем отопления применяют водяные и элек­трические радиаторы, конвекторы, нагревательные па­нели и отражательные переносные печи.

Чтобы избежать затопления помещений бытовых зданий и складов поверхностными водами, необходимо при выборе места их строительства учитывать рельеф местности, а также устраивать лотки, канавы и отсыпки грунта.

Бытовые здания и склады строят в безопасных в по­жарном отношении местах, с удобным подходом и подъ­ездом и возможно ближе к месту производства строи­тельно-монтажных работ.

В качестве бытовых помещений используют также передвижные фургоны на колесах. Преимущество их по сравнению со стационарными зданиями — маневрен­ность, что в условиях городского строительства трубо­проводов имеет большое значение. Недостаток — фурго­ны рассчитаны, на бригаду небольшого состава.

В закрытых складах хранят материалы, оборудова­ние, изделия для нужд строительства, на которые вредно влияют атмосферные осадки, солнечные лучи и пр.

Временные коммуникации (водопровод, тепловые се­ти, канализация, линии электросети) устраивают для обеспечения бытовых зданий горячей и холодной водой, электроосвещением. При необходимости прокладывают электрические линии для питания оборудования, ис­пользуемого на строительной площадке.

Вскрытие и перекладка подземных коммуникаций. Перед разрытием траншей и котлованов все подземные коммуникации, попадающие в участок разрытия или находящиеся в непосредственной близости от мест вы­емки грунта, должны быть вскрыты. Контрольное шурфование обеспечивает сохран­ность коммуникаций и позволяет максимально исполь­зовать землеройные машины вблизи подземных комму­никаций.

Коммуникации вскрывают с помощью лопат, без при­менения ударных инструментов. При вскрытии комму­никаций должен присутствовать представитель эксплуа­тационной организации. Места вскрытия ограждают и устанавливают знаки, указывающие назначение вскры­тых коммуникаций. В ночное время эти места освеща­ются. В зимних условиях принимают меры, предохраня­ющие вскрытые коммуникации от промерзания.

После вскрытия коммуникаций (как и перед их за­сыпкой) представитель эксплуатационной организации должен осмотреть коммуникации и определить их техни­ческое состояние. При необходимости действующие ком­муникации, пересекающие прокладываемый трубопровод или расположенные параллельно ему на расстоянии, недопустимом по нормам, перекладывают. Перекладка коммуникаций выполняется по проекту.

Разбивка и закрепление трассы. Перед прокладкой трубопроводов производят разбивку трассы: с проекта на натуру переносят ось проектируемого трубопровода, закрепляя на местности знаки в местах поворотов трас­сы, размещения камер и колодцев.

В местах пересечения прокладываемого трубопровода с существующими подземными коммуникациями (теле­фон, электрокабель, газопровод) устанавливают специ­альные знаки — металлические штыри или деревянные колышки, которые фиксируются (привязываются) к по­стоянным ориентирам (зданиям и сооружениям).

При прокладке трубопроводов на мачтах или эста­кадах размечают места выемки грунта под фундаменты опор.

При пересечении прокладываемыми трубопроводами улиц, площадей, трамвайных или железнодорожных пу­тей закрытым способом (без разрытия траншей) обозна­чают места разработки котлованов, в которых устанав­ливают оборудование для щитовых проходок, продавливания или прокалывания труб (футляров).

Когда произведена разбивка трассы, размечают кон­туры траншей и котлованов, а также границы разборки дорожных одежд. Контуры обсыпают мелом, известью или шлаком. Если дорожные одежды отсутствуют, то границы разрытия размечают посредством забивки ко­лышков по наружным габаритам траншей и котлованов.

Устройство ограждений. Согласно правилам техники безопасности строительная площадка, расположенная в городе или другом населенном пункте, должна быть ограждена.

Трасса трубопроводов на всем протяжении огражда­ется с двух сторон инвентарными щитами с установкой предупредительных знаков стандартного типа. В местах интенсивного движения транспорта и пешеходов на огра­ждении должны быть установлены красные фонари. Люки, водосточные решетки, лотки, ограждают таким образом, чтобы обеспечивался свободный подход к ним. Места складирования материалов, если они вы­несены за общее ограждение траншей и котлованов, также ограждаются. Кроме того, ограждают деревья и кустарники.

Ограждение, устанавливаемое на хорошо спланиро­ванном основании, делают сплошное, без просветов, вы­сотой не менее 1,2 м. Щиты ограждения окрашивают и на них указывают наименование организации, выполня­ющей работы.

Щитовые ограждения удобны при сборке и разборке, их легче транспортировать, оборачиваемость их выше, чем оборачиваемость ограждений, выполненных из от­дельных досок непосредственно на месте их установки.

Ограждения разбирают только после окончания всех работ на строительной площадке.

Ширина ограждаемой полосы строительства зависит от ширины рабочей зоны, которая определяется с учетом поперечного сечения траншей и котлованов, отвалов грунта, размещения вдоль трассы материалов, установ­ки землеройных машин и грузоподъемных кранов.

Расчистка полосы для прокладки трубопроводов. При расчистке полосы в зависимости от местных условий разбирают (иногда сносят) строения, переносят воздуш­ные электролинии, пересаживают или вырубают зеленые насаждения.

Ширина расчистки трассы должна быть достаточной для установки землеройных машин, размещения вдоль трассы труб и других строительных материалов, уста­новки и возможности безопасной работы грузоподъем­ных кранов, т. е. обеспечивать рабочую зону.

Разборка дорожных одежд. Размечать к разборке, а затем разбирать (разрушать) дорожные одежды следу­ет в заданных пределах, так как завышение объема раз­борки приводит к неоправданным затратам на разборку и восстановление. При занижении объема разборки верхние слои дорожных одежд могут нависать над тран­шеями и котлованами, что опасно для производства строительно-монтажных работ.

Ширина вскрытия дорожных одежд принимается при асфальтобетонном покрытии по бетонному основанию на 10 см больше ширины траншеи поверху с каждой ее стороны, при других конструкциях дорожных одежд — на 25 см.

Материалы от разборки дорожных одежд — булыж­ный и бортовой камни, брусчатые шашки — используют при восстановлении покрытий дорог. Эти материалы складируют в стороне от мест разборки, а в случае не­обходимости (из-за стесненных условий строительства) вывозят с объекта в места, указанные службой эксплу­атации дорожного хозяйства, с последующим возвратом на восстановление дорожных одежд.

Дорожные одежды разбирают механизированным способом. При небольших объемах работ применяют пневматические инструменты: отбойные молотки, рабо­тающие от стационарных или передвижных компрессор­ных станций, и электромолотки. При значительных объ­емах работ используют автобетоноломы, рых­лители на базе трактора, землеройно-фрезерные машины и экскаваторы с обратной лопатой.

Автобетоноломом или рыхлителем разрушают ас­фальтобетонные покрытия на бетонном основании тол­щиной 20 см. ЗФМ применяют при разрушении асфаль­тобетонных и булыжных покрытий, а также при разра­ботке мерзлых грунтов, устройстве корыта при восста­новлении дорог, рыхлении твердых пород, расчистке трассы от мусора и снега, засыпке траншей и котлова­нов, планировочных работах.

Чтобы ограничить зону разбираемого покрытия, по контуру траншеи или котлована пневматическими мо­лотками прорубают или баровыми установками прореза­ют борозды.

Для восстановления дорожных одежд кромки асфаль­тобетонного покрытия выравнивают пневматическими молотками таким образом, чтобы снятое покрытие в плане имело прямоугольное очертание.

Планировочные работы, подготовка складских пло­щадок к приему материалов, оборудования и изделий. Планировочные работы — подсыпка или срезка грунта — в зоне строительства выполняют в основном в районах новой застройки.

Площадки для складирования материалов распола­гают в местах, удобных для подъезда кранов и транс­порта. Они должны быть спланированы, защищены от затопления поверхностными водами, максимально при­ближены к месту производства строительно-монтажных работ.

Материалы складируют с учетом их первоочередной потребности. При этом должен быть обеспечен свобод­ный подход и подъезд к оборудованию, конструкциям и изделиям.

Забуривание стальных труб или забивка металличе­ских балок. Если из-за стесненных условий работы раз­работка траншей и котлованов с откосами невозможна, при этом глубина разрытий значительная, то для креп­ления вертикальных стенок траншей и котлованов за­буривают металлические трубы или забивают балки. Для этого перед выемкой грунта определяют границы разрытия траншей и котлованов, вдоль которых забури­вают трубы или забивают балки.

Забуривание труб или забивка балок — трудоемкая дорогостоящая работа, поэтому применяют этот вид кре­пления в исключительных случаях.

Рекомендуем юнилос астра станции. .
Возможно, Вас так же заинтересует:
Коммерческое предложение