Процесс сборки и прессовки сердечников распадается на ряд операций: комплектование нужного для сердечника количества листов; набор отобранного комплекта листов в соответствующем приспособлении таким образом, чтобы они были взаимно правильно расположены и чтобы оси пазов были прямолинейными; спрессовывание собранного сердечника; скрепление спрессованного сердечника, что осуществляется путем его склепывания проходящими Через весь сердечник шпильками (полюсы), или при помощи специальных скоб (статоры), или, наконец, путем запресовывания валок или заливки алюминиевым сплавом. Комплектование нужного для получения сердечника количества листов в настоящее время производится разными способами: путем подсчета количества листов, путем отбора стопки листов соответствующей высоты, или путем взвешивания стопка листов в соответствии с весом эталонного образца. Первые два способа для условий поточного производства нужно признать неудовлетворительными по ряду причин. Подбор нужного комплекта по числу листов кроме того, что является очень трудоемкой операцией, связан с большим количеством ошибок в счете и не может обеспечить правильной и одинаковой длины сердечника после прессовки. Неизбежные колебания в толщине отдельных листов, даже лежащие у пределах допусков на материал, при большом количестве листов сердечника дают заметное отклонение в длине сердечника. Для того чтобы исправить подобный сердечник и сделать его годным для постановки на машину, от него нужно отнять четыре листа. При этом следует иметь в виду, что ошибка в размерах длины сердечника обнаруживается лишь после того, как он будет спрессован, и исправление часто может быть достигнуто только несколькими пробными спрессовываниями. Все это вызывает дополнительные трудовые затраты и делает этот способ применимым лишь в условиях индивидуального и мелкосерийного производства.
Второй способ — набор стопки необходимой высоты — по существу приводит к результатам, аналогичным первому. Набор сердечника по длине стопки не дает одинаковых результатов в силу различной кривизны отдельных листов или, как говорят, различной степени распущенности сердечника. В силу этого после запрессовки окажется необходимым добавлять или уменьшить некоторое количество листов, т. е. вновь производить пробные запрессовки. Поэтому и второй способ оказывается непригодным для условий массово-поточного производства.
Третий способ — набор необходимого количества листов путем их взвешивания. При этом на одну чашку весов вместо гирь укладывается эталонный сердечник, я на другую чашку — отвешиваемое количество листов. Взвешивание с точностью до одного листа занимает при этом всего несколько секунд. Поскольку все листы совершенно одинаковы и значения при условии одинакового усилия прессования постоянны и, наконец, поскольку путем взвешивания добиваются равенства, то этим самым обеспечивается и однозначность высоты. Ясно, что высота относится к спрессованному сердечнику т. е. к тому виду изделия, которое нам необходимо обеспечить. Поэтому способ определения правильного количества листов путем их взвешивания, пользуясь образцовым сердечником в качестве эталонного веса, является наилучшим для условий поточно-массового производства. Можно указать, что вполне целесообразным на практике оказывается применять не чашечные, а более совершенные циферблатные весы, при помощи которых взвешивание производится в более короткий промежуток времени. В последнем случае необходимый вес определяется путем тщательного вывешивания правильно собранного эталонного образца сердечника. После того как отобрано нужное количество листов для образования сердечника, их необходимо собрать в стопку таким образом, чтобы все пазы были правильно расположены по прямой линии. Для этой цели существуют разнообразные конструкции приспособлений, действие которых основано на том, что листы приводятся во вращение вокруг центральной оси и, как только они при этом попадают на соответствующую шпонку, падают вниз, будучи уже ориентированными по отношению к этой шпонке. Для этой цели листы сердечника всегда снабжаются небольшими знаками, но типу шпоночной канавки. При наборе сердечника употребляются и такие приспособления, у которых листы проворачиваются при помощи центрального или бокового вращающегося стержня, увлекающего их во вращение благодаря трению. Однако, приспособления этого рода вследствие худшего сцепления листов со стержнем работают менее производительно по сравнению со щеткой. Следует указать, что набор сердечников со скошенными или прямыми пазами производится совершенно одинаково, на приспособлениях одних и тех же конструкций. Образование скошенного паза происходит в процессе укладывания в приспособление для запрессовки сердечника. До этой операции сердечники набираются с прямыми пазами, вне зависимости от их окончательного вида.
Участки для сборки и запрессовки сердечников должны размещаться таким образом, чтобы была осуществлена прямолинейность движения деталей и собранных узлов, облегчены и механизированы межоперационные транспортные средства. В качестве последних при небольших весах отдельных узлов могут применяться металлические летки, что является самым простым решением. Для передачи набранных сердечников на запрессовку весьма удобны круглые поворачивающиеся столы. Такой тип транспортерного устройства удобен тем, что наряду с передачей собранных сердечников для запрессовки должны обратно возвращаться оправки -приспособления, на которых производится передача собранных сердечников. Кроме того, по условиям производительности, один пресс может обслуживаться несколькими рабочими-сборщиками, которые в этом случае могут располагаться вокруг одного круглого стола. В поточном производстве подача штампованных листов из штамповочного участка лучше всего осуществляется при помощи подвесного транспортера цепного типа, на котором подвешиваются магазины, заполненные вырубленными листами. Подача спрессованных сердечников на дальнейшие операции производится разными способами в зависимости от условий размещения всего производства. В частности, сердечники ротора или насаживаются на вал и тогда все указанные операции располагаются в начале конвейера по изготовлению роторов или поступают в отделение заливки алюминиевым сплавом и тогда должны располагаться по соседству с последним отделением. Сердечники статора передаются на обмотку при помощи ленточных транспортеров, приводных транспортеров или подвесных цепных транспортеров.