Выше приводилась типовая технология, применяемая на действующих предприятиях при пользовании обоими способами. Из сказанного видно, что способ бесцентровой обработки, несмотря на ограниченность своего применения в настоящее время, является более прогрессивным, чем центровой. Действительно, сравнивая между собой оба способа, можно установить следующее: при обработке в центрах нужен ряд подготовительных операций — отрезание, торцевание, центрирование заготовок, без которых невозможно установить заготовки на станки токарного типа. Токарная обработка, производимая на многорезцовых станках, выполняется обычно в две операции, т. е., последовательно протачиваются обе стороны вала; в случае бесцентрового способа обработки вместо всех этих операций, в результате которых получается выточенная заготовка вала, существует всего лишь одна токарная операция—вытачивание на автомате. Учитывая при этом, что автомат требует минимума затрат труда на свое обслуживание, сводящихся к заправке новых прутков и очистке станка от образующейся стружки, что в современных автоматах тоже автоматизируется, можно вывести заключение, что во втором случае экономится почти полностью вся производственная рабочая сила, затрачиваемая на заготовительные и токарные операции; дальнейшие шлифовальные операции оказываются тоже более производительными при применении бесцентровых шлифовальных станков, чем при применении центровых кругло-шлифовальных; операция накатывания рифления в обоих случаях производится на аналогичном оборудовании. Как уже было сказано, широко применяемый способ накатывания при помощи узких роликов не обеспечивает получения доброкачественного рифления и поэтому должен быть повсеместно заменен накатыванием на резьбонакатных станках. На основании изложенного можно сделать вывод о меньшей трудоемкости изготовления вала бесцентровым способом по сравнению с центровым. Наряду с этими очевидными и бесспорными преимуществами бесцентровый способ обладает также рядом отрицательных сторон, которые должны учитываться при окончательном решении вопроса о выборе того или иного способа обработки. При бесцентровом способе на валах отсутствуют центры, наличие которых иногда является обязательным, проведения ремонта при эксплуатации электрических машин. В особенности это замечание относится к машинам коллекторного типа, у которых протачивание коллекторов при их ремонте является широко распространенной операцией. В том случае, когда по этим соображениям наличие центров на вале является обязательным, естественно, что выпускаемый с завода-изготовителя вал и якорь должны быть правильно обработаны по отношению к центрам. Это уже диктует необходимость вести всю обработку вала, или, по крайней мере, все конечные отделочные операции в центрах. Переналадка оборудования при бесцентровом способе является более затруднительной, чем при центровом. Поэтому бесцентровой способ применим лишь при массовом производстве однотипных изделий. При бесцентровом способе максимальные размеры вала ограничиваются характеристиками выпускаемых прутковых автоматов. По диаметральным размерам все валы электрических двигателей в диапазоне мощностей до 10 квт могут быть обработаны на автоматах. Но в отношении их длин приходится считаться с тем, что самые крупные из выпускаемых автоматов допускают обработку изделий длиной до 300-400 мм и для обработки более длинных изделий размером примерно до 450—500 мм требуется осуществлять некоторые работы по переделке их конструкции. Таковы практические размеры валов, которые могут быть обработаны на автоматах, и этим определяются максимальные размеры валов, могущие обрабатываться бесцентровым способом. Вторым обстоятельством, ограничивающим применение бесцентрового способа, является сложность конфигурации валов. В том случае, когда их размеры близки к предельным, большое количество уступов или повышенная степень точности каких-либо размеров может создать дополнительные трудности в наладке оборудования и сделать этот способ нерентабельным, по сравнению с центровым. Центровой способ может легче обеспечить повышенные точности при обработке отдельных ступеней, особенно по достижению соосности отдельных ступеней. Из сказанного можно сделать следующий вывод. Для массового производства мелких валов электрических двигателей нормального исполнения бесцентровой способ обладает бесспорными преимуществами в смысле снижения трудоемкости обработки и поэтому может быть рекомендован как основной, силовой технологический процесс. Валы более крупных электрических машин, валы специальных исполнений, а также валы, при изготовлении которых необходимо соблюдать особые условия, лучше обрабатывать при помощи центровых многорезцовых и центровых круглошлифовальных станков. Преимущества бесцентрового способа настолько велики, что на заводе автотракторного электрооборудования с успехом применялся смешанный способ обработки таких валов, которые должны были иметь центры, а по своим габаритам и конфигурации подходили для бесцентровой обработки. В этом случае вытачивание и предварительное шлифование производились по бесцентровому способу, т. е. на автоматах и бесцентровых шлифовальных станках. Лишь после этого валы центрировались и конечные отделочные шлифовальные операции проводились на обычных центровых круглошлифовальных станках. Операцию центрирования при этом проще всего производить на револьверном станке, снабженном пневматическим патроном и люнетом.
- Главная страница
- /
- Валы и...
- /
- Сравнение обработки...