Станочная линия для обработки валов
Экспериментальным научно-исследовательским институтом металлорежущих станков Министерства станкостроения разработан проект автоматической станочной линии для полной обработки валов мелких электрических двигателей. Проект рассчитан на обработку валов электрических двигателей единой серии третьего, четвертого и пятого габаритов, но, конечно, может быть применен и для обработки валов других электрических машин аналогичных размеров. Этот проект представляет значительный интерес, как пример применения прогрессивной технологии. Некоторым недостатком запроектированной автоматической станочной линии является то, что в ней не предусмотрена установка моечных машин. Вторым недостатком является явная перегруженность шлифовального станка, что, очевидно, вызовет необходимость в установке второго станка с соответствующим распределением работы между ними. Линия для ее бесперебойной работы должна быть увеличена на 2—3 стайка, из них один шлифовальный для чернового шлифования и 1—2 моечных установки с тем, чтобы промывать валы перед шлифовкой и в окончательно готовом виде. Все станки, установленные на линии, связаны между собой при помощи специального, монтированного перед станками, автоматически действующего, передающего устройства. Это устройство состоит из лотка, расположенного вдоль всей линии станков, со специальным периодически действующим клещевым механизмом, совершающим возвратно-поступательные движения. По окончании цикла обработки на станке деталь автоматически освобождается и по лотку сталкивается на указанное передающее устройство. После этого деталь захватывается специальными клещами и переносится к следующему станку. Как только деталь станет непосредственно против загрузочного места следующего станка, она при помощи соответствующего дополнительного подающего механизма подастся на следующий станок, затем происходит ее автоматическое зажимание и весь цикл повторяется снова. В периоды, когда деталь непосредственно обрабатывается на станках, подающее устройство стоит неподвижно, и, наоборот, оно работает в периоды холостого хода станков. Для уменьшения инерционных усилий, развивающихся в механизме подачи, благодаря наличию масс, совершающих быстрые возвратно-поступательные движения, ход последних желательно сделать минимальным и лишь несколько большим габаритных размеров подаваемого изделия. В связи с этим подача изделий в подобных устройствах осуществляется на расстояния, меньшие расстояний между соседними станками, и, следовательно, в каждом промежутке между станками имеется несколько заготовок.
К преимуществу описанной системы питания станков заготовками относится то, что в случае каких-либо неполадок в ее работе она может быть отключена и питание станков деталями организовано вручную. Это преимущество сыграет свою положительную роль также а период освоения станочной линии. Действие всех станков линии, всего оборудования и звеньев передающего устройства управляется при помощи соответствующей системы электроблокировки. Обслуживание линии состоит в том, что рабочими производится загрузка заготовками магазинного устройства первого станка, обслуживание пресса, где производится запрессовка вала в ротор и снятие готовой продукции после последнего станка линии. Таким образом, всего линию должны обслуживать трое рабочих. Кроме того, необходимо наличие одного — двух наладчиков, следящих за работой всего оборудования, производящих его наладку, смену затупившегося инструмента, ликвидацию мелких аварий и пр. Запроектированная линия предназначена для обработки валов трех типоразмеров электрических асинхронных двигателей единой серии — третьего, четвертого и пятого габаритов, Ее расчетная производительность составляет примерно 50 валов в час. Третья смена используется для ремонта и переналадки линии с одного размера вала на другой.