1. Главная страница
  2. /
  3. Валы и...
  4. /
  5. Технологичность конструкции...

Технологичность конструкции валов

Требования к конструкции валов, предъявляемые условия­ми производства, несложны и могут быть сведены к следую­щему. Необходимо стремиться делать как можно меньше уступов на валах, особенно таких уступов, которые предварительно необходимо обрабатывать на оборудовании токарного типа. В нормальных асинхронных двигателях количество различных диаметров вала может быть сведено к трем: конец дли по­садки шкива, шейки под шарикоподшипники и средняя часть вала, на которую напрессовывается ротор. У более сложных машин может появиться необходимость в одном-двух дополнительных уступах, однако это следует делать, лишь тщательно проверив действительную необходи­мость такого усложнения вала. Часто, например, для посадки коллектора устраиваются самостоятельные заточки, в то время как можно этого избе­жать, выполнив рифления различной величины для посадки сердечника и коллектора и за счет этого обеспечив необходи­мую разность в наружных диаметрах этих ступеней вала. В этом случае вся средняя часть вала имеет один диаметр, соответствующий размеру калиброванного материала, подвер­гаясь при обработке лишь необходимым шлифовальным операциям. Каждая лиш­няя заточка требует дополнительной установки при одном про­ходе—двух, а при двух проходах — трех резцов (одни резец проходной и один для подрезки торца или два резца проход­ных и один для подрезки торца). Небольшие различия в диаметрах ступеней вала, которые, получаются из одной проточки путем различной шлифовки, не дают заметного удорожания вала, так как они легко осуще­ствляются в одну операцию путем установки ступенчатого шлифовального круга. Уменьшение количества заточек являет­ся первым условием модернизации кон­струкций валов. В сочленении цилиндрических и торцевых поверхностей для валов мелкого электромашиностроения применяются два тина конструкций. Однако, с точки зрения прочности вала, глав­ным образом, усталост­ной прочности, подоб­ные заточки крайне вредны, так как они в значительной степени ослабляют вал. Поэтому при­менение их может быть рекомендовано лишь для таких валов, которые не несут больших нагрузок, обладают значительным запасом прочности и, наконец, не испытывают знакоперемен­ных нагрузок. Подобные конструкции с успехом применяются во многих типах неответственных мелких электрических машин. Конструкция типа а) не обладает указанными недостатками поэтому может быть применена во всех случаях ответствен­ных и сильно нагруженных валов. Ее осуществление, однако, связано со значительно большими технологическими трудно­стями, так как требует специальной заправки по радиусу шли­фовального круга и правильного расположения шлифуемого изделия в осевом направлении по отношению к кругу. При несоблюдении этого или сам радиус закругления останется не прошлифованным, или круг врежется в торец изделия, что может привести к поломке круга и порче обрабатываемого изделия, а в худших случаях — к тяжелой аварии станка и несчастному случаю с рабочим. Выбор рациональной формы мест перехо­да от одной заточки к другой является вто­рым направлением модернизации конструк­ций валов. Форма рифлений для валов с накатанной ступенью должна иметь тупые верхушки зубьев, что достигается шлифова­нием накатанного места. Этим не только улучшаются условия запрессовывания сердечника, но и вносится определенность в технологический процесс и резко уменьшается отсев в произ­водстве. Третьим направлением модернизации конструкций валов является уточнение форм рифления.