1. Главная страница
  2. /
  3. Вязкостные свойства

Вязкостные свойства

Вязкость — это понятие, обратное текучести, или то сопротивление, которое оказывают частицы жидкости их взаимному перемещению под действием внешней си­лы. Если наливать из раздаточных кранов одинакового сечения различные нефтепродукты, например бензин, ди­зельное топливо и моторное масло, то будет заметна су­щественная разница. В то время как канистра с бензи­ном будет полной, дизельного топлива будет значитель­но меньше, а масла совсем немного. Следовательно, эти продукты обладают разной текучестью, т. е. имеют раз­личную вязкость.

Для работы карбюраторных двигателей вязкость бен­зина не имеет практического значения, так как она очень невелика, меньше, чем у воды.

На работу дизеля вязкость топлива оказывает существенное влияние: как ее умень­шение, так и увеличение приводят к неполадкам в работе двигателя.

Вязкость бывает абсолютной, когда оцениваются внутренние свойства жидкости, и условной (отвле­ченная величина). Абсолютная вязкость может быть ди­намической и кинематической.

Вязкостные свойства топлива

Вязкость изменяется при изменении температуры, по­этому, указывая значение вязкости, необходимо указы­вать температуру, при которой она дается или опреде­ляется. Для дизельного топлива вязкость нормируют при 20°С, для топлива различных марок она находится в пре­делах 1,8—6,0 сСт. Как при слишком низком, так и при большом значении вязкости нарушается работа топливо­подающей аппаратуры, а также процессы смесеобразо­вания и сгорания топлива. При пониженной вязкости топ­ливо проникает через зазоры в плунжерной паре топлив­ного насоса, что приводит к изменению дозировки, уменьшению цикловой подачи, снижению давления впрыска. Топливо может подтекать через отверстия фор­сунок, что неизбежно увеличивает нагарообразование. Топливом смазывают прецизионные пары топливного на­соса, при снижении вязкости смазочные свойства ухуд­шаются, что может привести к увеличений износа. Под­текания и просачивания маловязкого топлива повыша­ют его расход. Снижение цикловой подачи приводит к падению мощности двигателя.

Если вязкость топлива слишком велика, ухудшается качество смесеобразования, при распыливании образу­ются крупные капли и короткая струя. Требуется больше времени на испарение, топливо сгорает неполностью, увеличивается его расход, повышается нагарообразование, выхлопные газы приобретают темный цвет, возни­кает дымление.

Лучше всего использовать дизельное топливо средней вязкости (2,5—4,0 сСт при 20° С). Тогда при распилива­нии образуются более мелкие и однородные по составу капли, улучшаются процессы испарения, смесеобразова­ния и сгорания. При отрицательной температуре такое топливо обладает лучшей текучестью, оно легче прохо­дит по трубопроводам, через фильтры тонкой очистки, насосы высокого давления, кроме того, меньше затрачи­вается энергии на преодоление внутреннего трения.

Увеличение вязкости оказывает существенное влия­ние на пусковые свойства топлива, особенно в холодное время года, когда при понижении температуры вязкость сильно увеличивается.

Изменение вязкости

Чем выше значение вязкости при 20°С, указываемой в паспорте качества, тем сильнее измене­ния, происходящие при понижении температуры. При охлаждении топливо загустевает, становится трудно­ подвижным, резко возрастает его сопротивление при движении по топливопроводам, особенно высокого дав­ления. Все это вызывает нарушение нормальной ра­боты топливоподающей аппаратуры, а иногда подача топлива совсем прекращается. Чтобы обеспечива­лась хорошая работа дизелей в холодное время го­да, зимние сорта топлива имеют меньшую вязкость, которая с понижением температуры увеличивается не­значительно.

Кроме вязкости топлива при эксплуатации двигате­лей в холодное время года большое значение имеют его низкотемпературные свойства, которые оценивают тем­пературами помутнения и застывания. Если дизельное топливо налить в пробирку или цилиндр из бесцветного стекла и начать его охлаждать, то при определенной тем­пературе оно из прозрачного станет мутным. Внешний вид топлива меняется вследствие выделения мельчай­ших капелек воды, микроскопических кристаллов льда, а главное, выпадения твердых парафиновых углеводо­родов.

Температурой помутнения называют ту температуру, при которой теряется фазовая однородность топлива. Постепенно при дальнейшем охлаждении коли­чество твердой фазы увеличивается, кристаллы парафи­на растут, и топливо теряет подвижность. Температуру потери подвижности называют температурой за­стывания. Для летних сортов дизельного топлива температура помутнения должна быть не выше —5° С, а зимних —25-30° С. Если в топливе содержится во­да, то оно будет мутнеть уже при —1°С. Температура застывания должна быть на 5—10° С ниже температуры помутнения. Чем меньше эта разница, тем лучше каче­ство топлива.

В производственных условиях можно использовать топливо при температуре окружающего воздуха только выше точки помутнения. Если в зимнее время применять летние сорта, то неизбежно выпадающее кристаллы па­рафина будут забивать систему питания двигателя, осо­бенно фильтры тонкой очистки, — подача топлива нару­шится или прекратится. При доборе марки дизельного топлива нужно помнить, что температура его застыва­ния должна быть по крайней мере на 10° С ниже возмож­ной температуры эксплуатации. Использование в холод­ные периоды не только летнего, но и смешанного

(зимнее с летним) топлива недопустимо, так как их низкотемпературные и вязкостные свойства не обеспе­чивают нормальной работы двигателя.