Система допусков и посадок
Различают две системы допусков и посадок в зависимости от того, что считается в соединении основным — вал или отверстие: в системе отверстия основной деталью служит отверстие, оно обозначается буквой А, а в системе вала основной деталью является вал, который обозначается буквой В.
Система отверстия характеризуется тем, что в ней различные посадки данного класса точности осуществляются в результате изменения предельных размеров вала, а предельные размеры отверстия остаются постоянными.
В этой системе наименьшим предельным размером отверстия является номинальный, а допуск направлен в сторону увеличения отверстия.
Система вала характеризуется тем, что в ней различные посадки данного класса точности осуществляются в результате изменения предельных размеров, отверстия, а предельные размеры вала остаются постоянными. В этой системе наибольшим предельным размером вала является номинальный, а допуск направлен в сторону уменьшения вала.
Наибольшее распространение в машиностроении получила система отверстия, так как при работе по допускам этой системы требуется меньше различных размеров отверстий, что сокращает расходы на изготовление сложного и дорогостоящего инструмента, необходимого для обработки и контроля отверстий. При использовании цельнотянутого калиброванного материала в виде прутка без последующей механической обработки выгоднее применять систему вала. При монтаже подшипников качения целесообразно применять одновременно обе системы: при посадке подшипников на вал—систему отверстия, а при посадке подшипника в корпус — систему вала.
На чертежах за буквами, обозначающими систему (вал или отверстие) и посадку, пишется класс точности, за исключением второго класса, который не указывается. На рисунке а) показан вал в системе вала с номинальным диаметром 130 мм второго класса точности. Отверстие в системе вала и вал в системе отверстия обозначают буквами и цифрами соответствующих им посадок и классов точности. На рисунке б) показан вал третьего класса точности с номинальным диаметром 160 мм и скользящей посадкой в системе отверстия. На сборочных чертежах в местах сопряжений проставляют номинальный размер, основание системы (отверстия—вверху, вала — внизу) и тип посадки с индексом, указывающим класс точности (рисунок — в). Допускается проставлять на чертежах предельные отклонения числовыми величинами (рисунок — г), указывая верхнее отклонение над нижним. Если одно из отклонений равно нулю, то его не проставляют.
В международной системе допусков ИСО также приняты две системы: система отверстия и система вала; расположение поля допуска основной детали — одностороннее, направлено в тело детали.
В ИСО установлено 20 квалитетов, которые определяют степень точности обработки. Каждый квалитет характеризуется количеством единиц допуска. Градация интервалов диаметров и величина единицы допуска близки к ГОСТу.
В ИСО вне зависимости от допусков установлено 28 основных отклонений, ближайших от нулевой линии, для валов и отверстий, они обозначаются буквами латинского алфавита — прописными—для отверстий и строчными для валов. Вторые предельные отклонения определяются по основному отклонению и допуску, зависящему от квалитета. На чертежах после номинального размера проставляется ближайшее отклонение и номер квалитета.
Посадка в ИСО образуются произвольным сочетанием полей допусков отверстий и валов разных квалитетов. Поэтому в ИСО возможно получить большое количество посадок, необходимости в которых практически нет. В связи с этим национальные стандарты ограничивают количество рекомендуемых к применению полей допусков и посадок.
Посадки обозначают проставлением в числителе поля допуска отверстия, а в знаменателе — поле допуска вала. Система ИСО способствует укреплению технических связей между странами.