Система допусков и посадок

Различают две системы допусков и посадок в зави­симости от того, что считается в соединении основным — вал или отверстие: в системе отверстия основной деталью служит отверстие, оно обозначается буквой А, а в систе­ме вала основной деталью является вал, который обоз­начается буквой В.

Система отверстия характеризуется   тем, что в ней различные посадки данного класса   точности осуществляются в результате изменения предельных размеров вала, а предельные размеры отверстия остают­ся постоянными.

В этой системе наименьшим предельным размером отверстия является номинальный, а допуск направлен в сторону увеличения отверстия.

Система вала характеризуется тем, что в ней различные посадки данного класса точности осуще­ствляются в результате изменения предельных размеров, отверстия, а предельные размеры вала остаются постоянными. В этой системе наибольшим предельным разме­ром вала является номинальный, а допуск направлен в сторону уменьшения вала.

Наибольшее распространение в машиностроении по­лучила система отверстия, так как при работе по допу­скам этой системы требуется меньше различных разме­ров отверстий, что сокращает расходы на изготовление сложного и дорогостоящего инструмента, необходимого для обработки и контроля отверстий. При использовании цельнотянутого калиброванного материала в виде прут­ка без последующей механической обработки выгоднее применять систему вала. При монтаже подшипников качения целесообразно применять одновременно обе сис­темы: при посадке подшипников на вал—систему от­верстия, а при посадке подшипника в корпус — систему вала.

На чертежах за буквами, обозначающими систему (вал или отверстие) и посадку, пишется класс точности, за исключением второго класса, который не указывается. На рисунке а) показан вал в системе вала с номинальным диаметром 130 мм второго класса точности. Отверстие в системе вала и вал в системе отверстия обозначают бук­вами и цифрами соответствующих им посадок и классов точности. На рисунке б) показан вал третьего класса точности с номинальным диаметром 160 мм и скользящей посадкой в системе отверстия. На сборочных чертежах в местах сопряжений проставляют номинальный размер, основание системы (отверстия—вверху, вала — внизу) и тип посадки с индексом, указывающим класс точности (рисунок — в). Допускается проставлять на чертежах пре­дельные отклонения числовыми величинами (рисунок — г), указывая верхнее отклонение над нижним. Если одно из отклонений равно нулю, то его не проставляют.

В международной системе допусков ИСО также при­няты две системы: система отверстия и система вала; расположение поля допуска основной детали — односто­роннее, направлено в тело детали.

В ИСО установлено 20 квалитетов, которые опреде­ляют степень точности обработки. Каждый квалитет ха­рактеризуется количеством единиц допуска. Градация интервалов диаметров и величина единицы допуска близки к ГОСТу.

В ИСО вне зависимости от допусков установлено 28 основных отклонений, ближайших от нулевой линии, для валов и отверстий, они обозначаются буквами латинско­го алфавита — прописными—для отверстий и строчны­ми для валов. Вторые предельные отклонения определя­ются по основному отклонению и допуску, зависящему от квалитета. На чертежах после номинального размера проставляется ближайшее отклонение и номер квали­тета.

Посадка в ИСО образуются произвольным сочетани­ем полей допусков отверстий и валов разных квалитетов. Поэтому в ИСО возможно получить большое количество посадок, необходимости в которых практически нет. В связи с этим национальные стандарты ограничивают ко­личество рекомендуемых к применению полей допусков и посадок.

Посадки обозначают проставлением в числителе поля допуска отверстия, а в знаменателе — поле допуска ва­ла. Система ИСО способствует укреплению технических связей между странами.

Проводите контроль зубчатых колес и передач на оборудовании ООО Лапик. .
Возможно, Вас так же заинтересует:
Коммерческое предложение