Классификация методов исследований в агрономии

Научная агрономия в своих целях использует главным образом следующие типы опытов: лабораторный, вегетацион­ный, лизиметрический, полевой и производст­венный.

Лабораторные опыты проводятся в лабораторных условиях без опытных растений. Например, надо изучить, как изменяется содержание доступной растениям воды в почве в свя­зи с изменением ее плотности или как будет изменяться кислот­ность почвы при внесении различного количества извести. В по­добных опытах растения не участвуют, поэтому они и называются лабораторными, а не вегетационными.

Вегетационные опыты проводятся в искусственных условиях, в вегетационных сосудах, в теплицах, оранжереях, веге­тационных домиках, в фитотронах в агрономически обоснованной обстановке, регулируемой экспериментатором.

Сосуды для вегетационных опытов применяются из самых раз­личных материалов: стекла, глины, оцинкованного железа, плас­тика и т. д. В качестве субстрата (среды) для растений использу­ется вода, песок, почва, гравий и т. д. На этом основании вегета­ционные опыты с названным субстратом получили название водных, песчаных, почвенных, гравийных.

Искусственные условия дают возможность исключить все не­благоприятные не изучаемые факторы и выявить значение того или иного из них в возможно более чистом виде, сделать расчленен­ный анализ, который в сложной природной обстановке провести нельзя.

Опыты на искусственных средах позволили разрешить ряд очень важных вопросов, относящихся к физиологии растений. Этим методом установлены значение различных элементов в пи­тании растений, механизм их поступления в растения, концентра­ции, взаимодействия, антагонизм ионов и т. д.

Учеными для водных культур разработаны искусственные пи­тательные среды, получившие название растворов В. Кнопа, К. А. Тимирязева, Д. Н. Прянишникова и др.

Вегетационные опыты с почвенными культурами приближают­ся к производственным условиям. Эти опыты используются для определения содержания в почве доступных (усвояемых) растени­ям питательных веществ и т. д.

Однако результаты вегетационных опытов, по мнению боль­шинства ученых, нельзя непосредственно переносить на полевую обстановку, что не умаляет значения этого метода исследований.

Лизиметрический метод от вегетационного отличает­ся тем, что исследование (изучение) жизни растений и свойств почвы проводится в поле, в специальных лизиметрах, в которых определенный объем почвы отгорожен со всех сторон от окру­жающей почвы (с боков и снизу). В этих опытах изучаются вод­ный баланс под различными культурами, вымывание и передви­жение питательных веществ атмосферными осадками; определя­ются транспирационные коэффициенты в естественной обстановке и т. д.

Между лизиметрическими и полевыми опытами следует на­звать промежуточные — вегетационно-полевые и мелкоделяночные полевые опыты.

Вегетационно-полевые опыты проводятся в поле­вой обстановке в цилиндрических или квадратных сосудах без дна. Почва здесь отгорожена только с боков на глубину 20—30 см и более. Эти опыты могут быть использованы для оценки эффек­тивности удобрений, плодородия различных генетических горизон­тов почвы и других целей.

Мелкоделяночные полевые опыты еще больше сближаются с полевыми опытами, но отличаются от них тем, что площади опытных делянок имеют размер в несколько квадратных метров: 4, 8, 10. На таких делянках все работы выполняются вруч­ную, количество растений незначительно, а их агротехника — не типичная для производственных условий.

В этих опытах могут изучаться такие вопросы, как степень плодородия различных ге­нетических горизонтов почвы, влияние степени плотности пахот­ного слоя или разных его частей на запасы доступной воды и урожай растений, размещение по профилю пахотного слоя удоб­рений и др.

Полевой опыт представляет собой метод исследования, который проводится в полевой обстановке на специально выде­ленном участке в целях установления влияния факторов жизни, условий или приемов возделывания на урожай сельскохозяйствен­ных растений и его качество.

Особенность его, в отличие от рас­смотренных, состоит в том, что культурное растение изучается вместе со всей совокупностью почвенных, климатических, агротех­нических, а часто и в условиях, очень близких к производствен­ным или непосредственно в производственных условиях.

Возможно, Вас так же заинтересует:
Коммерческое предложение