Планирование и организация полевого опыта

Организация полевого опыта включает: планирование исследо­вания, выбор, подготовку и изучение земельного участка, на ко­тором предусматривается закладка полевого опыта; разработку методики опыта.

Прежде чем начинать исследования, необходимо их тщательно спланировать, т. е. определить цели и задачи исследования; раз­работать схемы опытов, методику и условия проведения будущих опытов. Поэтому исследованию предшествует подготовительный период. Он включает: выбор темы, определение задачи и объекта исследования; изучение и критический анализ истории и совре­менного состояния вопроса; создание рабочей гипотезы и состав­ление программы и методики исследования.

Выбор темы — это большая и сложная работа. Тема долж­на быть определенной, четко ограниченной, не расплывчатой. Ее выполнение должно быть обеспечено всеми техническими и мате­риальными средствами (машины, оборудование, материалы, удоб­рения, пестициды и т. д.).

На основании изучения литературных источников по данному вопросу дается критический анализ истории и современного со­стояния теории и практики вопроса. В результате анализа лите­ратурных данных экспериментатор должен получить четкое пред­ставление о том, что осталось неясным, что вызывает сомнение и требует проверки и что остается еще совершенно нерешенным. Все это дает возможность создать рабочую гипотезу, разработать программу и методику исследования.

Рабочая гипотеза — это научное предположение, пред­видение о развитии явления, на котором основывается объясне­ние ожидаемых в опытах результатов. Оригинальные мысли ис­следователя, его предложения составляют самое ценное, что есть в его работе.

Рабочая гипотеза, созданная на основании учета всего того, что сделано раньше по данной проблеме и на основании личного опыта, является душой научного исследования.

Заключительным этапом подготовительного периода исследо­вательской работы является разработка программы.

Программа исследования представляет собой про­ект намеченного хода эксперимента, в котором указываются точ­ные границы опытной работы, схемы опытов, описываются сопут­ствующие условия проведения опытов и наблюдения, определяет­ся методика и устанавливается точность опыта, а также основные элементы техники эксперимента.

Наиболее сложный вопрос, который приходится решать иссле­дователю,— это разработка схем будущих опытов.

Схемы опытов могут быть однофакторные и многофак­торные.

Однофакторные строятся с несколькими градациями изучаемо­го фактора, например норм высева семян, сроков сева, доз удоб­рений, разной глубины обработки почвы. В этих опытах практи­чески не требуется много вариантов. Интервалы между дозами, сроками, глубиной и т. д. должны быть такими, чтобы разница в урожаях между ними превышала ошибку опыта.

Многофакторные опыты строятся по принципу всевозможного сочетания изучаемых факторов, например разная глубина обра­ботки почвы и различные дозы удобрений или удобрения и поли­вы, предшественники и сорта и т. д. Схемы многофакторных опы­тов, построенные по принципу всевозможных сочетаний факторов, называются факториальными.

Выбор, подготовка и изучение подопытного участка для за­кладки полевого опыта являются ответственной работой, так как к участку предъявляются определенные требования.

Первое требование — обязательное повторение опыта во вре­мени, т. е. необходимо иметь минимум трехлетние данные, что вызывается сильным варьированием неконтролируемых природ­ных факторов, преимущественно погоды.

Второе требование — нужно хорошо знать выравненность пло­дородия почвы участка, так как оно по территории сильно изме­няется, варьирует. Для изучения выровненное плодородия тре­буется проводить специальные разведывательные (рекогносциро­вочные) посевы для оценки пригодности участка под опыт на основании результатов дробного учета урожая.

Возможно, Вас так же заинтересует:
Коммерческое предложение