Планирование и организация полевого опыта
Организация полевого опыта включает: планирование исследования, выбор, подготовку и изучение земельного участка, на котором предусматривается закладка полевого опыта; разработку методики опыта.
Прежде чем начинать исследования, необходимо их тщательно спланировать, т. е. определить цели и задачи исследования; разработать схемы опытов, методику и условия проведения будущих опытов. Поэтому исследованию предшествует подготовительный период. Он включает: выбор темы, определение задачи и объекта исследования; изучение и критический анализ истории и современного состояния вопроса; создание рабочей гипотезы и составление программы и методики исследования.
Выбор темы — это большая и сложная работа. Тема должна быть определенной, четко ограниченной, не расплывчатой. Ее выполнение должно быть обеспечено всеми техническими и материальными средствами (машины, оборудование, материалы, удобрения, пестициды и т. д.).
На основании изучения литературных источников по данному вопросу дается критический анализ истории и современного состояния теории и практики вопроса. В результате анализа литературных данных экспериментатор должен получить четкое представление о том, что осталось неясным, что вызывает сомнение и требует проверки и что остается еще совершенно нерешенным. Все это дает возможность создать рабочую гипотезу, разработать программу и методику исследования.
Рабочая гипотеза — это научное предположение, предвидение о развитии явления, на котором основывается объяснение ожидаемых в опытах результатов. Оригинальные мысли исследователя, его предложения составляют самое ценное, что есть в его работе.
Рабочая гипотеза, созданная на основании учета всего того, что сделано раньше по данной проблеме и на основании личного опыта, является душой научного исследования.
Заключительным этапом подготовительного периода исследовательской работы является разработка программы.
Программа исследования представляет собой проект намеченного хода эксперимента, в котором указываются точные границы опытной работы, схемы опытов, описываются сопутствующие условия проведения опытов и наблюдения, определяется методика и устанавливается точность опыта, а также основные элементы техники эксперимента.
Наиболее сложный вопрос, который приходится решать исследователю,— это разработка схем будущих опытов.
Схемы опытов могут быть однофакторные и многофакторные.
Однофакторные строятся с несколькими градациями изучаемого фактора, например норм высева семян, сроков сева, доз удобрений, разной глубины обработки почвы. В этих опытах практически не требуется много вариантов. Интервалы между дозами, сроками, глубиной и т. д. должны быть такими, чтобы разница в урожаях между ними превышала ошибку опыта.
Многофакторные опыты строятся по принципу всевозможного сочетания изучаемых факторов, например разная глубина обработки почвы и различные дозы удобрений или удобрения и поливы, предшественники и сорта и т. д. Схемы многофакторных опытов, построенные по принципу всевозможных сочетаний факторов, называются факториальными.
Выбор, подготовка и изучение подопытного участка для закладки полевого опыта являются ответственной работой, так как к участку предъявляются определенные требования.
Первое требование — обязательное повторение опыта во времени, т. е. необходимо иметь минимум трехлетние данные, что вызывается сильным варьированием неконтролируемых природных факторов, преимущественно погоды.
Второе требование — нужно хорошо знать выравненность плодородия почвы участка, так как оно по территории сильно изменяется, варьирует. Для изучения выровненное плодородия требуется проводить специальные разведывательные (рекогносцировочные) посевы для оценки пригодности участка под опыт на основании результатов дробного учета урожая.