Техника вспашки

Применяемые для вспашки отвальные плуги при работе лемехом и ножом отрезают определенную часть почвы и при движении плуга перемещают ее по поверхности отвала вправо, подвергая при этом оборачиванию, крошению и рыхлению.

На концах загонки пахотный агрегат разворачивается. Для этого перед вспашкой поле разбивается на части, получившие название загона. Каждый загон можно пахать всвал и вразвал.

При вспашке всвал работа начинается со средины загона, в ре­зультате чего в середине при двух противоположных проходах пахотного агрегата образуется свальный гребень, а между сосед­ними загонами — разъемная борозда.

При вспашке вразвал пахоту начинают с правой стороны заго­на, а в конце его агрегат поворачивается налево. В этом случае в середине загонов образуются разъемные борозды, а по краям, т. е. на границе загонов,— свальные гребни.

Чтобы сократить число отвальных гребней и разъемных борозд, необходимо чередовать вспашку загонов: один — всвал, другой — вразвал. Например, вначале пашут нечетные загоны (первый, тре­тий) всвал, а затем четные (второй, четвертый)  вразвал.

На склонах вспашка проводится поперек, чтобы уменьшить смыв почвы и потери воды.

Перед началом работы пахотных агрегатов на загонах отби­вают поворотные полосы, обозначая их обычно проходом плуга на небольшую глубину. Выключать и включать плуг в рабочее поло­жение следует на линии контрольной борозды. Пахота должна быть строго прямолинейной.

Кроме загонной вспашки некоторое время применялась фигур­ная (круговая) вспашка. При такой технике вспашки пахотный агрегат из рабочего положения не выключался, что вело к повы­шению производительности, но качество обработки было очень низким из-за большого количества огрехов, которое увеличивалось при приближении к центру загонки.

Для устранения недостатков фигурной (контурной) вспашки предлагалась так называемая комбинированная фигурная вспаш­ка — сочетание фигурной вспашки с загонной. В этом случае на каждом углу агрегат делал разворот с выключенным из рабочего состояния плугом и снова включался, как только плуг заходил в борозду. Вспашка проводилась в двух направлениях загонок — вдоль и поперек. При этом по диагоналям поля почва в резуль­тате разворота агрегата сильно уплотнялась.

В горных районах и в орошаемых условиях применяется так называемая гладкая вспашка оборотными плугами. Лучшие ре­зультаты достигаются при использовании тракторов с двухсторон­ним ходом. В этом случае получается челночное движение агре­гата.

Скорость движения пахотных агрегатов. Важным резервом по­вышения производительности труда в земледелии и качества об­работки почвы служит возрастание скоростей передвижения па­хотных агрегатов.

На живой тяге почва обрабатывалась со скоростью движения плуга 3,2—4,5 км/ч. Конструкция плугов была приспособлена, к этой скорости движения. При такой скорости нельзя достичь хо­рошего оборачивания обрабатываемого слоя почвы; растительные остатки и вносимые удобрения заделывались или в самую верх­нюю часть пахотного слоя, или оставались на поверхности.

Вспа­ханное поле отличалось большой гребнистостью, с множеством крупных глыб, почва плохо крошилась, потери воды в ней дости­гали максимальной величины вследствие диффузного механизма передвижения водяных паров из почвы. Дно борозды в значитель­ной степени было невыровненным, потому что плуг то сильно за­глублялся, то выходил почти на поверхность почвы.

С появлением механических двигателей (тракторов) предоста­вилась возможность увеличить скорости движения пахотных агре­гатов, однако конструкция плугов была приспособлена к малым скоростям. Увеличение скорости передвижения плуга с 3,5—4,5 до 6,5—7,5 км/ч сопровождалось улучшением качества обработки почвы и повышением производительности труда. Это вызвало осо­бый интерес к изучению влияния более высоких скоростей движе­ния пахотных агрегатов на качество обработки почвы.

Исследованиями возможностей и технической целесообразности применения повышенных скоростей при вспашке установлено, что с переходом на более высокие скорости необходимо внести изме­нения в конструкцию рабочих органов плуга. Были сконструирова­ны плуги со скоростными корпусами для работы при 9—10 км/ч.

Такие плуги работают устойчиво по глубине, причем почва хорошо крошится и рыхлится, меньше образуется глыб, поверхность вспа­ханного поля становится более ровной, растительные остатки и вносимые удобрения лучше заделываются в почву, дно борозды и глубина вспашки становятся более выровненными. Кроме того, вспашку можно начинать при большем диапазоне влажности.

Однако при современной конструкции скоростных корпусов ка­чественная вспашка наблюдается при 10—11 км/ч, а при 12—13 км/ч почва начинает «фонтанировать», и качество обработки вновь резко ухудшается.

В настоящее время ставится задача создать такие конструкции плугов, которые позволяли бы пахать с высоким качеством на скорости 15 км/ч и выше.

Возможно, Вас так же заинтересует:
Коммерческое предложение